XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Роман «Униженные и оскорбленные» и его экранизация

Яфан Ли
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Кино и текст — два разных способа представления художественного произведения. Данный доклад посвящен изучению романа Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» и его экранизации 1991 г. (реж. А. Эшпай). В работе рассматриваются отличия текста и кино с точки зрения содержания и формы. Показано, как автор изображает внутреннее состояние героя и организует события. Анализируются используемые режиссером художественные приемы.

Тезисы

В нашем исследовании предпринята попытка сравнения содержания, формы и художественных приемов в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» и в одноименном фильме. Роман является первым большим произведением Достоевского после его возвращения из ссылки в Сибири. Творческий замысел писателя, как и в повести «Бедные люди», заключается в изображении петербургского быта. Произведение после его публикации привлекло внимание многих критиков. По мнению критика Н. А. Добролюбова роман «не удовлетворяет художественным требованиям», «ниже эстетической критики». Однако критики почти единодушно признали привлекательность и занимательность нового произведения писателя. Одноименная экранизация романа была произведена в 1990 г. Андреем Эшпаем.
Экранизация представляет собой один из видов воспроизведения. Используя сюжет и образы из оригинального текста, режиссер добавляет или сокращает их. Однако (в связи с ограниченным объемом фильма) режиссер всего лишь ухватил наиболее значительные моменты романа. Добролюбова не удовлетворяет слабое изображение внутреннего состояния главного героя Ивана Петровича и одностороннее описание характера князя Валковского. Как он пишет: «Нет никаких следов разрешающего начала, о том, как и что сделало князя таким, как он есть». Кино с помощью визуальных приемов в определенной степени лучше показывает внутреннее состояние человека. Например, когда Наташа уходит от родителей и встречается с Алешей, по выражению лица актера, который играет Ивана, зритель сразу понимает эмоциональное состояние героя, которому плохо, грустно, он страдает, ревнует. Однако сжатый по содержанию фильм все же не позволяет раскрыть характер героя с разных сторон и изобразить петербургский быт. Роман Достоевского — трагедия, тогда как в фильме удалена самая трагическая сцена в романе — эпизод смерти старика Смита — и недостаточное место занимает представитель низов общества — Нелли.