XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Сюжетные и структурные особенности финского детектива

Елена Алексеевна Дегтярева
Докладчик
студент 1 курса
Московский государственный лингвистический университет
Виктория Вячеславовна Вязовкина
Докладчик
студент 1 курса
Московский государственный лингвистический университет

Ключевые слова, аннотация

Предмет исследования — национально-специфические черты финского детективного жанра. Исследование было проведено на материале оригинального финского детективного рассказа «Смерть под сенью церкви» А. Сайнио и переведенного английского детективного рассказа «Чудо "Полумесяца"» Г. К. Честертона. Было проведено сравнение сюжета, героев, средств выразительности. В ходе исследования авторы пришли к выводу, что финский детективный рассказ, сохранив многие традиции классического детектива, существенно отличается от него. В нем отражены менталитет, культура, особенности социальной организации финнов.

Тезисы

Детектив как литературный жанр берет начало в середине XIX в. С течением времени жанр развивался во всем мире, в т. ч. и в Финляндии, но там он претерпел некоторые изменения, отойдя от классических канонов жанра.
В настоящем исследовании рассказ А. Сайнио «Смерть под сенью церкви» («Kuolema kirkon varjossa», 1997) сравнивается с классическим английским детективом Г. К. Честертона «Чудо "Полумесяца"» («The Miracle of Moon Crescent», 1924). Гипотеза заключается в том, что, соблюдая каноны классического английского детективного жанра, финский детективный рассказ выработал определенные национально-специфические черты, выявленные через сравнение двух произведений.
Сходными в двух произведениях являются сюжет и персонажи. Главный герой, сыщик-любитель, пытается разгадать загадку преступления. Он руководствуется общепринятыми методами сбора информации и стремится воссоздать предысторию убийства. В обоих произведениях используется прием ложной и истинной линии расследования. Оба автора придерживаются сюжетной формулы классического детектива: завязка — процесс расследования — кульминация — торжество справедливости. На этом сходства заканчиваются, и начинаются национально-специфические особенности развития сюжета.
Основной загадкой Сайнио делает имя убийцы и его мотив, а Честертон — обстоятельства смерти. Честертон строит однолинейный сюжет, уделяет большое внимание размышлениям о морали. Сюжет же финского детектива многолинейный и более динамичный. Развивая сюжетную линию, Сайнио стремится раскрыть менталитет финнов, подчеркнуть их законопослушность. В соблюдении или нарушении закона проявляется разделение народа на свой и чужой.
В сравнении социальных аспектов важно, что взаимное уважение является характерной чертой финского гражданского общества, подчеркивает его демократический характер и находит отражение в детективе Сайнио. Честертон же указывает на такие недостатки в английском обществе, как унижение человека, стоящего ниже по статусности профессии.
Незначительное обращение Сайнио к художественно-изобразительным средствам делает повествование более динамичным и раскрывает такие черты финской культуры речи, как конкретность, лаконичность. С помощью лексических средств передаются состояние природы, настроение и особенности быта финнов, раскрываются некоторые черты национального характера. В отличие от произведения финского писателя, рассказ Честертона насыщен сложными синтаксическими конструкциями, стилистическими фигурами, тропами, подчеркивающими склонность англичан к философским рассуждениям. Проведенное исследование показало, что, используя характерные для классического детектива сюжетные линии, Сайнио внес национально-специфические черты в финский детективный жанр.