XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Функции включения элементов виртуальной реальности в текст современного оперного либретто (на материале либретто В. Сорокина «Сны Минотавра»)

Анна Васильевна Зотина
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе речь пойдет о роли элементов виртуальной реальности в тексте современного оперного либретто. Либретто В. Сорокина к опере «Сны Минотавра» транслирует популярные в массовой культуре мифы, указывая на пассивную роль потребителя и иллюзорность его намерений стать полноправным участником мифотворчества. Таким образом, внедрение элементов компьютеризации в транслируемый текст постановки является не просто рефлексией о развитии современного театра, участвующего в процессе визуализации мышления, но размышлением о положении человека в мифологизированной реальности общества потребления. 

Тезисы

В докладе речь пойдет о функциях включения элементов виртуальной реальности в текст современного оперного либретто. На примере либретто В. Сорокина к опере «Сны Минотавра» (2012) нами будет рассмотрено, как использование виртуальных технологий позволяет не только изменить пространство спектакля в театральном здании, но и создать новые формы общения с аудиторией в театре или вне его.
Одним из существенных направлений развития оперы как одного из самых сложных сценических искусств, соединяющего в себе визуальный, аудиальный нарративы и кинестетику, становится постепенное обновление жанра изнутри путем поиска новых драматургических типов, ставящих под сомнение ее незыблемые каноны. Это связано с появлением в театральном языке оперы семиотичности, сочетанием в ее структуре ораториальности и монологичности, наслаждением своей «искусственностью» и, как следствие, отходом от психологизма и лиризма, замена этих качеств образной характеристичностью, иронией, пародией, гротеском, языковыми играми.
Основную роль в таком процессе обновления играет именно либретто. Оно производит непривычных и откровенно химерических героев, чье присутствие на театральной сцене осложнено интеллектуальным компонентом. Новаторство «Снов Минотавра», представляющих собой несколько стилистически разнородных текстов, не имеющих никакой явной сквозной канвы, состоит в том, что медиа-технологии здесь внедряются не в сценографический процесс, но внутрь самого языка либретто.
Особый интерес в рамках исследования представляет т. н. «первый сон», монолог Голоса, который рассказывает от первого лица перипетии агрессивной компьютерной игры-стрелялки, разворачивающейся на улицах Москвы. Использование в музыкальных театральных постановках компьютерных и виртуальных технологий связано с поиском нового художественного языка, основанного на синтезе разных видов искусств и намеренном смешении дискурсов.
В работе выдвинута гипотеза о том, что внедрение элементов компьютеризации в транслируемый текст постановки является не просто рефлексией о развитии современного театра, участвующего в процессе визуализации мышления, но размышлением о положении человека в мифологизированной реальности общества потребления. Либретто Сорокина «Сны Минотавра» таким образом транслирует популярные в массовой культуре мифы, указывая на пассивную роль потребителя и иллюзорность его намерений стать полноправным участником нового мифотворчества.