Образ природы и ее стилистические функции в рассказах К. Г. Паустовского в аспекте смыслового чтения на уроках РКИ
Юе Ли
Докладчик
магистрант 2 курса
Томский государственный университет
Томский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлен анализ творчества К. Г. Паустовского с учётом его дальнейшего представления в иностранной аудитории. Особое внимание уделяется теме «человек и природа», которая является ведущей в рассказах писателя. Делается вывод о целесообразности использования произведений данного автора на занятиях по РКИ, особенно при развитии навыков чтения.
Тезисы
В процессе обучения чтению на русском языке представляется важным использовать аутентичные тексты. Материалом могут служить рассказы К. Г. Паустовского, центральной темой которых является взаимосвязь человека и природы. В этих произведениях большое количество метафор, олицетворений, при этом рассказы Паустовского отличает простой, ясный стиль изложения.
В рассказах Паустовского функционируют лексемы, которые часто употребляются носителями языка, в частности, входящие в тематическую группу «Природа», напр.: озеро, ветер, сосна и пр. Данные слова также входят в активный словарный запас студентов, владеющих русским языком на уровне А2. С их помощью можно изобразить типичный российский пейзаж. В этом нам видится лингвокультурологическая значимость рассказов Паустовского.
Таким образом, природа, являющаяся одной из актуальных лексических и разговорных тем на уроках РКИ, представлена в рассказах Паустовского комплексно, что делает данные тексты актуальными для иностранных обучающихся.
Сказанное подтверждает целесообразность обращения к рассказам Паустовского о природе на занятиях по чтению в иностранной аудитории.