XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

«Художественность» и «правдивость» в критике детской литературы 1910—1920-х гг.

Карина Повстьева
Докладчик
магистрант 1 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен формированию понятий «художественность» и «правдивость» в педагогической критике детской литературы 1910—1920-х гг. Данные термины в педагогической критике становятся взаимозаменяемыми, они лишаются широкой семантической литературоведческой рамки. Понятия отражают текущую идеологическую повестку. Исходным пунктом для нее являются идеи В. Г. Белинского. Их совмещение с новой государственной политикой СССР делает термины индикаторами пригодности произведения.

Тезисы

Детская литература начала рассматриваться как объект критики c середины XIX в. Уже В. Г. Белинский указывал на то, что специализированная детская литература должна быть «правдивой» и воспитывать чувства детей.
Для педагогов 1900—1920-х гг. Белинский был авторитетным теоретиком детской литературы, поэтому они продолжали многие его идеи. Их главный замысел, который на долгое время определил статус детской литературы как наиболее пластичной области литературного творчества, также восходит к Белинскому. Он считал, что критика должна властвовать и направлять развитие литературы. Этот завет самоотверженно выполняли дореволюционные и советские педагоги по отношению к детской литературе, печатавшейся в эти годы.
Известный русский и советский педагог Н. В. Чехов, оценивая текущее состояние детской литературы, писал: «Идея передачи детям реальных знаний в виде занимательного рассказа оказалась очень живучею и создала целый ряд детских писателей, обладавших очень скромным литературным талантом, но полагавших, что самое важное в детской книге не художественная форма, а реальное содержание». Так, «художественность», по Чехову, является формальным аспектом литературного произведения, а понятие «реалистичность» применяется по отношению к содержанию. В советской критике детской литературы «художественность» также начинает применяться преимущественно к анализу содержательной части произведения. Это может, в частности, объясняться тем, что формальные особенности произведений детской литературы зачастую не принимались во внимание консервативными педагогами, их интересовало лишь содержание книги с позиций его полезности.
В нашей работе будет проведен семантический анализ понятий «художественность» и «реалистичность» в педагогической критике детской литературы 1910—1920-х гг. На наш взгляд, в ее критике консервативными педагогами эти понятия становятся элементами идеологизированного категориального аппарата, в рамках которого происходит разделение на соответствующую и не соответствующую текущей социальной повестке литературу. Апроприация данных терминов советской педагогической критикой отрывает их от широкого поля литературоведческой семантики, они становятся взаимозаменяемыми элементами идеологической полемики о достоинствах и недостатках детской литературы. «Художественная правда» становится основной формулой нормативной советской педагогики 1910—1920-х гг. Работа выполнена на материале выступлений Н. К. Крупской и др. консервативных педагогов, а также на основе рецензий 1914—1915 гг. в журнале «Новости детской литературы».