Мифопоэтическая структура «Саги о ведьмаке» А. Сапковского
Маргарита Васильевна Баранова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Объектом исследования является мифопоэтическая
структура центрального произведения польского писателя А. Сапковского, «Саги о
ведьмаке» (1986—2013). Включая в себя различные формы повествования, уникальную
внутреннюю жанровую динамику и широкое разнообразие используемых автором мифологем,
«Сага» представляется уникальным объектом для мифопоэтического анализа. Важнейшим
аспектом анализа также является степень влияния мифологических структур и единиц, использованных автором в «Саге о ведьмаке», на художественное
своеобразие всего текста.
Тезисы
На
сегодняшний день фэнтезийная литература принадлежит к числу наиболее популярных
жанров литературы не только в читательском, но и в исследовательском
пространстве.
С
развитием литературы фэнтези в европейско-американском пространстве авторы не
перестают обращаться к мифологии, увеличивая степень обработки
заимствованных ими мифологем и образов, скрещивая их между собой или же
совмещая с образами реальными. Выдающимся примером такого оригинального
авторского мифотворчества является центральное произведение польского писателя
А. Сапковского — «Сага о ведьмаке» («Saga o wiedźminie», 1986—2013).
Написанное на переломе двух тысячелетий произведение, состоящее из семи томов, вобрало в себя характерные черты общеевропейского постмодернизма (пародийность, карнавализация, «серая мораль»), при этом совместив черты совершенно разных жанров и типов повествований. Во многом благодаря личной исследовательской заинтересованности в фэнтезийном жанре, Сапковскому удалось создать богатейшую фантастическую литературную вселенную, при проработке которой им были реализованы осознанные акты авторского мифотворчества. Механики, задействованные автором в рамках этих актов, представляют огромный интерес для мифопоэтического анализа.
«Сага о ведьмаке» обладает четко выраженной внешней и внутренней мифопоэтическими структурами. Для создания внешней структуры Сапковский использует для главных героев мономифическое повествование, описанное культурологом Дж. Кэмпбеллом. Основной особенностью внешней структуры «Саги» является наличие не одного, а сразу трех мономифических циклов в основе. При этом в определенные моменты циклы пересекаются и оказывают непосредственное влияние друг на друга, играя одновременно и центральную, и эпизодическую роли в зависимости от художественной перспективы.
Внутренняя структура «Саги» построена на уникальной авторской обработке мифологем. Осознаваемой Сапковским основой для заимствования мифологем является т. н. «артуриана», сказания о легендарном кельтском короле Артуре. Однако помимо нее Сапковский использует и античные повествования. Например, он оригинально интерпретирует мифологему-сюжет о возвращении Одиссея, вплетая в нее характерную мифологему-мотив об обретении утерянной цели и тонко обрабатывая мифологемы-образы Одиссея и волшебницы Калипсо, в т. ч. используя ироническую модальность.
Таким образом, мифопоэтическая структура «Саги о ведьмаке» Сапковского ввиду своей сложности и эклектичности имеет прямое влияние на художественное своеобразие текста, выделяя его как из «классического» канона фэнтезийных произведений, так и из постмодернистского фэнтезийного пространства.
Написанное на переломе двух тысячелетий произведение, состоящее из семи томов, вобрало в себя характерные черты общеевропейского постмодернизма (пародийность, карнавализация, «серая мораль»), при этом совместив черты совершенно разных жанров и типов повествований. Во многом благодаря личной исследовательской заинтересованности в фэнтезийном жанре, Сапковскому удалось создать богатейшую фантастическую литературную вселенную, при проработке которой им были реализованы осознанные акты авторского мифотворчества. Механики, задействованные автором в рамках этих актов, представляют огромный интерес для мифопоэтического анализа.
«Сага о ведьмаке» обладает четко выраженной внешней и внутренней мифопоэтическими структурами. Для создания внешней структуры Сапковский использует для главных героев мономифическое повествование, описанное культурологом Дж. Кэмпбеллом. Основной особенностью внешней структуры «Саги» является наличие не одного, а сразу трех мономифических циклов в основе. При этом в определенные моменты циклы пересекаются и оказывают непосредственное влияние друг на друга, играя одновременно и центральную, и эпизодическую роли в зависимости от художественной перспективы.
Внутренняя структура «Саги» построена на уникальной авторской обработке мифологем. Осознаваемой Сапковским основой для заимствования мифологем является т. н. «артуриана», сказания о легендарном кельтском короле Артуре. Однако помимо нее Сапковский использует и античные повествования. Например, он оригинально интерпретирует мифологему-сюжет о возвращении Одиссея, вплетая в нее характерную мифологему-мотив об обретении утерянной цели и тонко обрабатывая мифологемы-образы Одиссея и волшебницы Калипсо, в т. ч. используя ироническую модальность.
Таким образом, мифопоэтическая структура «Саги о ведьмаке» Сапковского ввиду своей сложности и эклектичности имеет прямое влияние на художественное своеобразие текста, выделяя его как из «классического» канона фэнтезийных произведений, так и из постмодернистского фэнтезийного пространства.