Мотив путешествия в византийской агиографии: житие Матроны Пергской
Юлия Дмитриевна Сазонова
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен исследованию мотива путешествия в Житии Матроны Пергской. Внимание исследователя сосредоточено на особенностях мотива путешествия в данном произведении, его литературных функциях, своеобразии воплощения метафоры дороги и способах преодоления трудностей во время путешествия. Последние были классифицированы: опасности в пути (морские, сухопутные, демоны, опасности, связанные с погодными условиями, потеря ориентации в пространстве), трудности, связанные с продолжением пути (созданные людьми или некими обстоятельствами), затруднения в выборе дальнейшего пути.
Тезисы
Доклад посвящен исследованию мотива путешествия в Житии Матроны Пергской. Подобные исследования на материале данного текста не проводились, что и определяет актуальность исследования. Кроме того, результаты работы могут быть полезны исследователям византийской агиографии и тем, кто занимается мотивом путешествий в византийских текстах, житиях в частности.
Написание Жития Матроны Пергской принято датировать не ранее середины VI в. Предположительно, произведение написано монахом константинопольского монастыря преподобного Вассиана. Текст описывает жизнь христианской подвижницы Матроны Пергской (Константинопольской), прославленной в лике преподобных.
Мотив путешествий, описание дороги, природных и городских ландшафтов составляют предмет исследования данной работы. Внимание исследователя в большей мере сосредоточено на особенностях воплощения в данном агиографическом тексте мотива путешествий, на особенностях описания пути. Объекты, которые попадают в поле зрения автора при описании путешествия, разделены на несколько категорий: объекты природного ландшафта (море, реки, горы, леса и т. п.) и объекты антропогенного ландшафта (город, иные поселения, храмы, монастыри, дорога). Важно оценить, насколько путешествие, описанное автором, соответствует реальному процессу преодоления пространства.
Изучение этого вопроса предполагает еще одну важную задачу — изучить, какую роль играет мотив путешествия в композиции произведения, какие литературные функции он выполняет. Известно, что в IV—V вв. и в последующие столетия для византийской культуры в целом была характерна общая ориентация на традиционализм. В свете этой тенденции авторы на протяжении всего существования империи и после опирались в своих произведениях на античные образцы, что дает повод сравнить мотив путешествия в Житии Матроны Пергской и античном романе, из которого этот мотив и был заимствован. И античные, и византийские авторы использовали мотив путешествий как сюжетообразующий элемент. Именно этот мотив давал возможность развивать сюжет, включать неожиданные развязки кульминационных действий. Иными словами, он обеспечивает разворачивание сюжета.
Однако есть и различия использования мотива путешествий в античной и византийской литературе. В античном романе он применяется для создания некоего препятствия для героев (чаще всего — влюбленной пары), путешествующих вместе, которое их разлучит или же задержит успешное завершение их пути. В византийских агиографии мотив путешествий выполняет иные функции. Трудности, с которыми сталкивается святой могут стать, например, поводом для чудотворства. Для агиографии цель — не успешное завершение путешествия героя. Святой продолжает свои странствия, пока не достигнет духовного просветления или же не завершит свой земной путь.
Написание Жития Матроны Пергской принято датировать не ранее середины VI в. Предположительно, произведение написано монахом константинопольского монастыря преподобного Вассиана. Текст описывает жизнь христианской подвижницы Матроны Пергской (Константинопольской), прославленной в лике преподобных.
Мотив путешествий, описание дороги, природных и городских ландшафтов составляют предмет исследования данной работы. Внимание исследователя в большей мере сосредоточено на особенностях воплощения в данном агиографическом тексте мотива путешествий, на особенностях описания пути. Объекты, которые попадают в поле зрения автора при описании путешествия, разделены на несколько категорий: объекты природного ландшафта (море, реки, горы, леса и т. п.) и объекты антропогенного ландшафта (город, иные поселения, храмы, монастыри, дорога). Важно оценить, насколько путешествие, описанное автором, соответствует реальному процессу преодоления пространства.
Изучение этого вопроса предполагает еще одну важную задачу — изучить, какую роль играет мотив путешествия в композиции произведения, какие литературные функции он выполняет. Известно, что в IV—V вв. и в последующие столетия для византийской культуры в целом была характерна общая ориентация на традиционализм. В свете этой тенденции авторы на протяжении всего существования империи и после опирались в своих произведениях на античные образцы, что дает повод сравнить мотив путешествия в Житии Матроны Пергской и античном романе, из которого этот мотив и был заимствован. И античные, и византийские авторы использовали мотив путешествий как сюжетообразующий элемент. Именно этот мотив давал возможность развивать сюжет, включать неожиданные развязки кульминационных действий. Иными словами, он обеспечивает разворачивание сюжета.
Однако есть и различия использования мотива путешествий в античной и византийской литературе. В античном романе он применяется для создания некоего препятствия для героев (чаще всего — влюбленной пары), путешествующих вместе, которое их разлучит или же задержит успешное завершение их пути. В византийских агиографии мотив путешествий выполняет иные функции. Трудности, с которыми сталкивается святой могут стать, например, поводом для чудотворства. Для агиографии цель — не успешное завершение путешествия героя. Святой продолжает свои странствия, пока не достигнет духовного просветления или же не завершит свой земной путь.