К проблеме жанрового определения русской сказочной комической оперы XVIII в.
Алина Витальевна Шиян
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Русская сказочная комическая опера второй половины XVIII в. представляет собой обширное поле для исследований, поскольку ранее оказывалась на периферии научного изучения в силу разных исторических причин. Одна из первых проблем, встающих перед исследователем данных текстов, — это проблема жанрового определения сказочных опер. Сами авторы давали своим произведениям разные обозначения — от «оперы» до «иносказательного зрелища». В настоящем докладе предпринимается попытка объяснить такие необычные терминологические вариации в рамках одного жанрового подтипа.
Тезисы
Русская сказочная комическая опера второй
половины XVIII
в. представляет собой обширное поле для исследований, поскольку ранее оказывалась
на периферии научного изучения в силу разных исторических причин. Одна из
первых проблем, встающих перед исследователем данных текстов, — это проблема
жанрового определения сказочных опер. Сами авторы давали своим произведениям
разные обозначения — от «оперы» до «иносказательного зрелища». Для объяснения
столь необычных терминологических вариаций необходимо привлечение контекста — как историко-культурного, так и собственно литературного.
В настоящем докладе предлагается для выявления закономерностей жанровых наименований данных пьес взглянуть на весь массив текстов русских сказочных комических опер, чего ранее практически не делалось в научной литературе. На основании ряда наблюдений можно выделить три основных фактора, влиявших на выбор того или иного обозначения автором оперы:
1) Хронологический фактор — связь с закономерностями развития всего жанра комической оперы;
2) Индивидуальный фактор — культурно-исторический контекст создания оперы и особенности биографии её автора;
3) Структурный фактор — соотношение в тексте опер трёх элементов: собственно комического, дидактического и развлекательного.
Предпринятая попытка объяснения терминологической разнородности жанровых определений сказочных опер вплотную подводит исследователя к проблеме дальнейшей систематизации и классификации текстов этого интересного, но совершенно не изученного жанрового подтипа русской комической оперы XVIII в.
В настоящем докладе предлагается для выявления закономерностей жанровых наименований данных пьес взглянуть на весь массив текстов русских сказочных комических опер, чего ранее практически не делалось в научной литературе. На основании ряда наблюдений можно выделить три основных фактора, влиявших на выбор того или иного обозначения автором оперы:
1) Хронологический фактор — связь с закономерностями развития всего жанра комической оперы;
2) Индивидуальный фактор — культурно-исторический контекст создания оперы и особенности биографии её автора;
3) Структурный фактор — соотношение в тексте опер трёх элементов: собственно комического, дидактического и развлекательного.
Предпринятая попытка объяснения терминологической разнородности жанровых определений сказочных опер вплотную подводит исследователя к проблеме дальнейшей систематизации и классификации текстов этого интересного, но совершенно не изученного жанрового подтипа русской комической оперы XVIII в.