Феномен Лапенко: интернет-мемы из сериала «Внутри Лапенко»
Анна Александровна Рештаненко
Докладчик
магистрант 2 курса
Донецкий национальный университет
Донецкий национальный университет
Ключевые слова, аннотация
Интернет-мемы ― это популярные
креолизованные тексты. Они легко распространяются в сети и часто формируются на
базе известных произведений искусства по определённым моделям. В процессе
исследования были рассмотрены мемы из сериала «Внутри Лапенко», опубликованные
авторами в сообществах социальных сетей. Особенность сериала ― это
наличие выразительных персонажей, которые легко становятся героями текстов. В
результате нами были выделены 3 основных типа мемов «Внутри Лапенко»: оригинальные, контекстуальные и пародийные.
Тезисы
Креолизованные
тексты (далее ― КТ) ―
это разновидность интернет-текстов, характеризующихся наличием двух планов:
вербального (слова, фразы) и невербального (изображения, схемы). Наиболее
продуктивным способом передачи и хранения культурной информации в сети можно
считать мемы. Часто им присущи
следующие черты: жанровое разнообразие, простота распространения, наличие
комической составляющей. Источниками
интернет-мемов выступают произведения искусства: фото, видео, кино, книги,
публичные личности и их цитаты.
В основе нашей работы ― интернет-сериал «Внутри Лапенко». Одна из особенностей сюжета ― это наличие нескольких персонажей, в роли которых выступает Антон Лапенко: Инженер, «Багровый Фантомас», Журналист, Главарь, Нателла Стрельникова, Ричард Сапогов, Полковник Жилин, Ведущий «Сдохни или умри» и др. Яркие и стилизованные образы были быстро преобразованы пользователями в КТ и распространились по сети. Именно интернет-мемы, сконструированные на основе сериала, стали объектом исследования. Предмет ― особенности функционирования данных КТ. Актуальность исследования обусловлена большой популярностью интернет-сериала и широким распространением мемов. Материал для исследования был взят из публичных страниц и сообществ в социальных сетях: тематических («Внутри Лапенко», «Лапенко memes») и общих («МХК», «Прояснилось» и др.).
Нами была предпринята попытка типологизации мемов из сериала по степени их связи с оригиналом. Выделяется 3 основных типа:
1. Оригинальные КТ: видеофрагменты или скриншоты, дополненные точными цитатами. Функционируют самостоятельно, могут встраиваться в любой контекст. Часто используются для т. н. «важных переговоров», поскольку идея автора понятна пользователям без предварительного ознакомления с сюжетом (поверхностный уровень юмора): «Ваще коллапс!», «Вот это поворот», «Здорова, отец!».
2. Контекстуальные КТ: использование фраз и образов из сериала в различных ситуациях. Как правило, юмористический эффект достигается благодаря включению в структуру мема вторичных смыслов (приписки, пояснения). Часто начинаются со слова «когда…», напр.: «Когда правильно сделал все задания аудирования» дополняется кадром с Инженером из сериала со словами «Все цифры подошли!».
3. Пародийные КТ: копирование идиостиля, особенностей образов. Напр., Главарю ОПГ «Железные рукава» свойственно частое употребление в речи нелогичных и искусственных пословиц и поговорок. По аналогии с ними пользователи создают авторские мемы: «Кто дважды влюбляется, тот единожды не влюбляется».
Разнообразие интернет-мемов с персонажами сериала «Внутри Лапенко» указывает не только на его популярность, но и на высокий уровень продуктивности материала для формирования КТ и способность пользователей создавать новые модели мемов.
В основе нашей работы ― интернет-сериал «Внутри Лапенко». Одна из особенностей сюжета ― это наличие нескольких персонажей, в роли которых выступает Антон Лапенко: Инженер, «Багровый Фантомас», Журналист, Главарь, Нателла Стрельникова, Ричард Сапогов, Полковник Жилин, Ведущий «Сдохни или умри» и др. Яркие и стилизованные образы были быстро преобразованы пользователями в КТ и распространились по сети. Именно интернет-мемы, сконструированные на основе сериала, стали объектом исследования. Предмет ― особенности функционирования данных КТ. Актуальность исследования обусловлена большой популярностью интернет-сериала и широким распространением мемов. Материал для исследования был взят из публичных страниц и сообществ в социальных сетях: тематических («Внутри Лапенко», «Лапенко memes») и общих («МХК», «Прояснилось» и др.).
Нами была предпринята попытка типологизации мемов из сериала по степени их связи с оригиналом. Выделяется 3 основных типа:
1. Оригинальные КТ: видеофрагменты или скриншоты, дополненные точными цитатами. Функционируют самостоятельно, могут встраиваться в любой контекст. Часто используются для т. н. «важных переговоров», поскольку идея автора понятна пользователям без предварительного ознакомления с сюжетом (поверхностный уровень юмора): «Ваще коллапс!», «Вот это поворот», «Здорова, отец!».
2. Контекстуальные КТ: использование фраз и образов из сериала в различных ситуациях. Как правило, юмористический эффект достигается благодаря включению в структуру мема вторичных смыслов (приписки, пояснения). Часто начинаются со слова «когда…», напр.: «Когда правильно сделал все задания аудирования» дополняется кадром с Инженером из сериала со словами «Все цифры подошли!».
3. Пародийные КТ: копирование идиостиля, особенностей образов. Напр., Главарю ОПГ «Железные рукава» свойственно частое употребление в речи нелогичных и искусственных пословиц и поговорок. По аналогии с ними пользователи создают авторские мемы: «Кто дважды влюбляется, тот единожды не влюбляется».
Разнообразие интернет-мемов с персонажами сериала «Внутри Лапенко» указывает не только на его популярность, но и на высокий уровень продуктивности материала для формирования КТ и способность пользователей создавать новые модели мемов.