XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Функции моралите в сказках Шарля Перро

Ольга Николаевна Патракова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен вопросу функциональности авторских моралите в литературных сказках французского писателя Ш. Перро (1628—1703). На материале оригинальных текстов произведений, вошедших в сборник «Сказки матушки Гусыни» (1697), проводится разграничение и анализ основных функций моралите: нравственно-поучительной, резюмирующей, функции реализации авторской позиции, функции выражения иронической интенции, фатической. Доказывается комплементарность выделенных функций, свидетельствующая о новаторском для предпросветительской эпохи синтезе фольклорного творчества и элитарной культуры.

Тезисы

В настоящем исследовании рассматривается вопрос, тесно связанный со сказкой, однако, выходящий за рамки непосредственно фольклорного творчества, а именно — вопрос о функциональности авторских моралите в литературных сказках французского писателя Ш. Перро (1628—1703). 
Материалом исследования служат моралите, которыми завершаются произведения из сборника «Сказки матушки Гусыни» (
«Contes de ma mère l’oye»), впервые опубликованного в 1697 году.
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Анализ перехода фольклорной сказки в литературный жанр в контексте становления жанровой системы эпохи;
2. Обзор развития термина «моралите» в диахронии и его определение применительно к рассматриваемой теме;
3. Характеристика представленности исследуемых моралите в переводах сказок Перро на русский язык;
4. Выделение основных функций моралите методом идейно-стилистического анализа оригинальных произведений;
5. Анализ и описание выделенных функций, рассмотрение их взаимосвязи.
Первая функция, вытекающая уже из самого значения термина «моралите», — морализирующая или нравственно-поучительная. Например, первые строки моралите «Синей бороды» представляют из себя сентенцию, гласящую о губительной силе любопытства, а в моралите к сказке «Волшебницы» провозглашается идеал всегда вознаграждаемой честности и порядочности.
Вторая функция — резюмирующая. В моралите приводится резюме сказки, которое может содержать нравственный урок или же кратко отражать основные идеи без эксплицитного наставления (моралите сказки «Мальчик-с-пальчик»).
Функция реализации авторской позиции проявляется во фразах, выражающих согласие или несогласие автора с моралью, заключающейся в сказке: «сущей правдой» называет автор события сказки «Рике с хохолком», тогда как «Синяя борода» провозглашается «сказкой прошлого времени».
В параллелях с современным автору обществом выделяется функция выражения иронической интенции. Колко-ироничную интонацию приобретает признание автора в том, что у него «нет ни сил, ни мужества» проповедовать прекрасному полу мораль о пользе длительного ожидания жениха. В подобной иронии кроется не только критика, но и стремление развлечь читателя неожиданным выводом, разбавить морализаторский тон.
Фатическая функция моралите направлена на сближение с читателем. Так, использование местоимения on в обобщенно-личном значении не только подчеркивает вневременной характер сентенций, но и объединяет автора и читателей.
Данные функции моралите не исключают, а дополняют друг друга, и именно в их совокупности заключается тот новаторский синтез фольклорного творчества и элитарной культуры, благодаря которому сказки Перро нашли своего читателя и остаются популярными на протяжении уже более трехсот лет.