Мортальность в парадигме христианского толкования в творчестве А. Н. Вертинского
Влада Максимовна Захарова
Докладчик
студент 3 курса
Томский государственный университет
Томский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе осмысляется феноменология смерти через призму христианского учения в
творчестве русского поэта и артиста ХХ в. А. Н. Вертинского, исследуются
мотивы и образы, раскрывающие авторское понимание мортальности.
Тезисы
Доклад посвящён феноменологии смерти в творчестве А. Н. Вертинского.
Задачи работы таковы:
1) исследовать творчество Вертинского, делая акцент на авторском восприятии феномена смерти;
2) определить взаимосвязь христианских мотивов и мортальности.
А. Н. Вертинский (1889—1957) — поэт и артист. Основу его поэтического универсума определяет тема смерти. Эта тема представляется не просто устойчивым мотивом, но обладает миромоделирующей функцией. В семиотической системе Вертинского смерть исследуется в нескольких аспектах, среди которых центральный — христианское толкование. Христианство проповедует бессмертие и определяет само событие смерти как радость, ибо душа умершего возвращается в обитель Бога. Вертинский придерживается такого видения на загробную жизнь, но нивелирует значимость определяющего императива: прожить «идеальную» жизнь, чтобы достичь бессмертия. Его восприятие смерти является отражением сущностного отношения к жизни, попыткой ее осмысления за ее же пределами. Христианское учение о смерти также в основе своей укореняет учение о жизни как даровании божьем, которое необходимо ценить больше всех благ на земле: в высшем понимании религии и жизнь, и смерть, и человек — прекрасны. В этом философия Вертинского идет вразрез с христианской догматикой: поэт презирает жизнь, наблюдая извечную пошлость; его обращение к смерти — это попытка забвения.
Обращают на себя внимание элементы церковной атрибутики или обряды погребения и отпевания, а также имя Христа или сам Бог. Мортальные образы предстают в синкретичном единстве с христианскими, что и задает вектор в первичном религиозном осмыслении феномена смерти. Если в сюжете кто-то умирает, то не обходится без церковной панихиды. Это обязательное действо при прощании с уходящей душой, согласно христианским канонам, однако для Вертинского это больше, чем необходимость. Эти образы создают атмосферу священности, но ситуация похорон и отпевания позволяет автору прикоснуться к смерти, улучить горькую минуту прощания для попытки осмыслить неизведанное. Для Вертинского смерть не представляется чем-то пугающим: это всего лишь граница между миром земным и небесным, это черта, за которой — новый, светлый мир. Такой взгляд совпадал с умонастроениями эпохи, которая в силу исторических событий нуждалась в прекрасном мире.
Обозначим особенности субъектной организации стихотворений: поэт осмысляет смерть через Другого. В его текстах умирают возлюбленные, даже куклы. Артист не мистифицирует момент ухода, не видит призраков — человек отправляется в лучший мир, а обращение художника не требует ответа, это диалог с проекцией своего сознания.
Таким образом, осмысление феномена смерти через христианскую парадигму является одним из ключевых аспектов мортальности в творчестве Вертинского.
Задачи работы таковы:
1) исследовать творчество Вертинского, делая акцент на авторском восприятии феномена смерти;
2) определить взаимосвязь христианских мотивов и мортальности.
А. Н. Вертинский (1889—1957) — поэт и артист. Основу его поэтического универсума определяет тема смерти. Эта тема представляется не просто устойчивым мотивом, но обладает миромоделирующей функцией. В семиотической системе Вертинского смерть исследуется в нескольких аспектах, среди которых центральный — христианское толкование. Христианство проповедует бессмертие и определяет само событие смерти как радость, ибо душа умершего возвращается в обитель Бога. Вертинский придерживается такого видения на загробную жизнь, но нивелирует значимость определяющего императива: прожить «идеальную» жизнь, чтобы достичь бессмертия. Его восприятие смерти является отражением сущностного отношения к жизни, попыткой ее осмысления за ее же пределами. Христианское учение о смерти также в основе своей укореняет учение о жизни как даровании божьем, которое необходимо ценить больше всех благ на земле: в высшем понимании религии и жизнь, и смерть, и человек — прекрасны. В этом философия Вертинского идет вразрез с христианской догматикой: поэт презирает жизнь, наблюдая извечную пошлость; его обращение к смерти — это попытка забвения.
Обращают на себя внимание элементы церковной атрибутики или обряды погребения и отпевания, а также имя Христа или сам Бог. Мортальные образы предстают в синкретичном единстве с христианскими, что и задает вектор в первичном религиозном осмыслении феномена смерти. Если в сюжете кто-то умирает, то не обходится без церковной панихиды. Это обязательное действо при прощании с уходящей душой, согласно христианским канонам, однако для Вертинского это больше, чем необходимость. Эти образы создают атмосферу священности, но ситуация похорон и отпевания позволяет автору прикоснуться к смерти, улучить горькую минуту прощания для попытки осмыслить неизведанное. Для Вертинского смерть не представляется чем-то пугающим: это всего лишь граница между миром земным и небесным, это черта, за которой — новый, светлый мир. Такой взгляд совпадал с умонастроениями эпохи, которая в силу исторических событий нуждалась в прекрасном мире.
Обозначим особенности субъектной организации стихотворений: поэт осмысляет смерть через Другого. В его текстах умирают возлюбленные, даже куклы. Артист не мистифицирует момент ухода, не видит призраков — человек отправляется в лучший мир, а обращение художника не требует ответа, это диалог с проекцией своего сознания.
Таким образом, осмысление феномена смерти через христианскую парадигму является одним из ключевых аспектов мортальности в творчестве Вертинского.