XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Феноменологический подход к телесности М. Мерло-Понти как способ анализа образов телесных метаморфоз (на материале сборника «Тысяча и одно но» Яшки Казановой)

Диана Анатольевна Ендовицкая
Докладчик
студент 4 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируются образы телесной метаморфозы, представленные в стихотворениях сборника «Тысяча и одно но» Яшки Казановой. В ходе анализа выявляется и подтверждается взаимосвязь между художественным воплощением образов (мотивы и стилистические средства) и феноменологическим подходом к телесности (на основании трудов М. Мерло-Понти), в рамках которого утверждаются взаимопроникновение плоти человека в плоть мира и их принципиальная неотделимость.

Тезисы

Образы телесной метаморфозы — общее название для образов, представляющих модификации человеческого тела в смысле уподобления его предметам и/или явлениям внешнего мира, или же изменения окружающей действительности, в ходе которых ей присваиваются свойства и характеристики тела человека.
Образы телесной метаморфозы — одна из самых частотных групп образов в анализируемом нами сборнике «Тысяча и одно но» Яшки Казановой.
Цель доклада — продемонстрировать применимость феноменологического подхода к телесности М. Мерло-Понти как одного из средств объяснения возникновения и способов художественной реализации образов телесной метаморфозы в стихотворениях сборника «Тысяча и одно но».
В ходе доклада будут аргументированы следующие тезисы.
— Феноменологический подход, синонимически понимающий «плоть» и «телесность», необходимо использовать как один из основных для анализа образов телесных метаморфоз, основанных на вплетении тела в мир и мира в тело. Так как именно этой «неразрывностью», а также взаимообусловленностью функцией — воспринимать и быть воспринимаемым — объясняется появление таких образов.
— Согласно Мерло-Понти, плоть человека неотделима от плоти мира, они тождественны по своим качествам, а значит, телесная метаморфоза — не столько превращение, сколько неизбежное перетекание одного в другое, при их утвержденной неразрывности и тождественности.
— В роли главенствующего стилистического средства для образов телесных метаморфоз выступает развёрнутая метафора, в основе которой всегда лежит идея уподобления тела человека внешнему миру или наоборот, а значимыми компонентами метафор являются мотивы слияния, соединения, перетекания.
Автор надеется, что проделанная работа выступит подтверждением перспективности применения философских подходов при анализе художественных воплощений телесных образов в литературных произведениях, а также привлечёт исследовательское внимание к малоизученному в настоящий момент творчеству Казановой.