Особенности стихосложения поэта-мейстерзингера Ганса Сакса
Дарья Александровна Доильницына
Докладчик
студент 1 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются такие особенности стихосложения поэта-мейстерзингера Ганса Сакса, как тяготение к альтернации и появление хориямбов на первом икте. Автор доклада отмечает влияние немецкой тоники мейстерзингеров-предшественников на ритмику и метрику Сакса и приходит к выводу о тонической природе альтернации.
Тезисы
Исследование посвящено анализу ритмики четырехстопного ямба поэта XVI в. Ганса Сакса. Оно основывается на анализе профиля ударности (вероятности реализации ударения на каждом из иктов). Материал исследования – пьесы и стихотворения Сакса объемом около 1200 строк. В среднем ритмика текстов описывается рамочным профилем ударности, то есть первое и последнее сильные места наиболее ударны. Это типично для времени Сакса, как уже было отмечено в статье Евгения Вячеславовича Казарцева и Николая Игоревича Емельянова «Об одной особенности немецких четырехстопных ямбов в сравнении с нидерландским и русским стихом».
Однако профиль ударности пьесы «Корзина разносчика» получился немного другим. В нем показатель ударности второго икта (0.89) выше, чем показатель первого (0.88). Так, профиль «Корзины разносчика» тяготеет к альтернации, когда второе и четвертое сильные места наиболее ударны, что напоминает, опираясь на вышеупомянутую статью, более позднюю немецкую силлабо-тонику.
Но на самом деле тяготение к альтернации не связано с более поздними текстами. Доказательством служат следующие два пункта.
Сакс – мейстерзингер, и из этого следует, что на ритмику его текстов влияет следующее.
1. Формат пьес, разыгрывающихся для широкой публики. Для того чтобы привлечь внимание зрителя, Сакс, вероятно, ставит акцент на самом первом слоге. Из-за этого теряется ударение на втором слоге первого икта, возникают хориямбы.
2. Наследие мейстерзингеров-предшественников, которые писали тоникой. Эта тема поднимается в монографии Хорста Бруннера «Die alten Meister. Studien zu Überlieferung und Rezeption der mittelhochdeutschen Sangspruchdichter im Spätmittelalter und in der frühen Neuzeit». Проанализировав ритмику поэтов XII—XV вв., он предположил: «Вследствие напряженной альтернации из-за перехода к подсчету слогов, появляются изгибы звука [нарушение ритма], встречающиеся у всех мейстерзингеров шестнадцатого и семнадцатого веков». Таким образом, альтернация в «Корзине разносчика» имеет не ямбическую, а рудиментальную тоническую природу.
Однако профиль ударности пьесы «Корзина разносчика» получился немного другим. В нем показатель ударности второго икта (0.89) выше, чем показатель первого (0.88). Так, профиль «Корзины разносчика» тяготеет к альтернации, когда второе и четвертое сильные места наиболее ударны, что напоминает, опираясь на вышеупомянутую статью, более позднюю немецкую силлабо-тонику.
Но на самом деле тяготение к альтернации не связано с более поздними текстами. Доказательством служат следующие два пункта.
Сакс – мейстерзингер, и из этого следует, что на ритмику его текстов влияет следующее.
1. Формат пьес, разыгрывающихся для широкой публики. Для того чтобы привлечь внимание зрителя, Сакс, вероятно, ставит акцент на самом первом слоге. Из-за этого теряется ударение на втором слоге первого икта, возникают хориямбы.
2. Наследие мейстерзингеров-предшественников, которые писали тоникой. Эта тема поднимается в монографии Хорста Бруннера «Die alten Meister. Studien zu Überlieferung und Rezeption der mittelhochdeutschen Sangspruchdichter im Spätmittelalter und in der frühen Neuzeit». Проанализировав ритмику поэтов XII—XV вв., он предположил: «Вследствие напряженной альтернации из-за перехода к подсчету слогов, появляются изгибы звука [нарушение ритма], встречающиеся у всех мейстерзингеров шестнадцатого и семнадцатого веков». Таким образом, альтернация в «Корзине разносчика» имеет не ямбическую, а рудиментальную тоническую природу.