XXIV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Архетипические образы в романе З. Прилепина «Обитель»

Ирина Павловна Сапунова
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

В докладе исследуется роман З. Прилепина «Обитель» (2014) в мифопоэтическом аспекте. Рассматриваются архетипы, а также имплицитно присутствующие в образах персонажей мифологические элементы. Анализ архетипов как составляющей части мифологической картины мира в произведении помогает определить отношение автора к историческим событиям.

Тезисы

Цель доклада — выявить мифологические и архетипические элементы в романе З. Прилепина «Обитель», а также определить их функции с точки зрения авторской интерпретации истории. В докладе будут проанализированы архетипы и мифологические параллели в образах героев с опорой на работу К. Юнга «Архетип и символ».
Каждый из рассматриваемых персонажей иллюстрирует отдельную грань соловецкого мифа. Главный герой Артем совершает тяжкое преступление и, подобно библейским персонажам, испытывается страданиями. Находясь в карцере, он так же, как Иов, теряет одного за другим близких ему людей. В страстном призыве Артема, сидящего в лодке посреди моря, к Богу о помощи можно увидеть аллюзию на молившегося во чреве кита Иону. В тексте варьируют мифы об Адаме и Аврааме, прослеживаются аллюзии на Одиссея и Гильгамеша, соотносимых с архетипом Трикстера. Однако большинство мифологических параллелей связаны с грехом и его искуплением, а через судьбу Артема они формируют миф об изгнании из Рая.
Для Василия Петровича, который раньше был белогвардейцем и пытал людей, Соловки — это попытка уйти от прошлого. Он становится для Артема наставником (как Ментор для Телемаха), который учит его выживанию, что отсылает к архетипу Мудрого Старика. Подобно тому, как Христос выступает в качестве духовного Отца для всех людей, владычка Иоанн проповедует раскаяние и всепрощение, что соответствует архетипу Отца.
По представлению начальника лагеря Эйхманиса, Соловки — это лаборатория, место «перековки» человека в новую веру. Герой предстает инфернальным демоническим существом, ассоциирующимся с такими мифологическими образами, как всадник Апокалипсиса, бог страха Фобос и сам Дьявол. Его ипостасям соответствует архетип Тени. Через фигуры Василия Петровича, владычки Иоанна и Эйхманиса с противоположных сторон формируется миф о Соловках как о Чистилище.
Чекистка Галина становится Анимой для Артема, поскольку на нее он проецирует свой комплекс воспоминания о матери и чувство вины. В отношениях Галины с ним реализуется миф об Ариадне, подобно которой она помогает своему Тесею выйти из лабиринта, а спустя время он ее оставляет. Через судьбу героини формируется миф о Соловках как о лабиринте-ловушке. Аналогичное представление — у Осипа Троянского, для которого это место есть лабиринт, держащий души в заточении.
Таким образом, выявленные в ходе анализа романа мифологические грани соловецкого бытия связаны со страданием человека и создают единый эсхатологический миф. Существование героев в обители экзистенциально, и в авторской концепции Соловки становятся не только жизнеописанием возможных типов поведения людей и их выбора в условиях лагерной жизни, но также (благодаря архетипичности героев) — картиной поиска пути каждого отдельного человека в тоталитарном государстве.