«Дневник» сэра Уолтера Скотта как пример писательской рефлексии: Уолтер Скотт о творческом процессе
Александра Сергеевна Пунда
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
Данная работа посвящена рассмотрению оригинальной концепции
творчества У. Скотта, представленной в его дневниковых записях. «Дневник»,
кроме деталей биографии, снабжен рассуждениями автора о его творческом методе,
сопоставимыми по значению с теоретическими рассуждениями С.Т. Колриджа о
поэзии, хотя из-за несистематического характера записей стройной системы
поэтики они не образуют. В результате исследования отдельные рассуждения
писателя выстраиваются в единую цельную систему, демонстрирующую оригинальный
взгляд У. Скотта на процесс создания литературных произведений.
Тезисы
«Дневник» сэра Уолтера Скотта (The
Journal of Sir Walter Scott) — произведение, выдержанное в жанре дневниковых
записей, которые представляют собой неоднородный по содержанию материал.
Дневник — это текст, созданный, прежде всего, для себя самого, но уже в первой
записи от 20 ноября 1825 г. Скотт признается, что у него накопилось множество
воспоминаний, которыми он хотел бы поделиться с публикой, то есть «Дневник» с
самого начала предполагает наличие читателя и готовится для печати. Автор описывает
то, что значимо не только для него самого (смерть жены, банкротство, посещения
друзей), но и то, что волнует общество (рассказы об Ирландии). Он помещает в
дневник анекдоты, передает разговоры со знакомыми, включает в текст
многочисленные литературные аллюзии, что способствует смешению стилей и
расширению содержательного плана произведения.
Важно, что Скотт представляет в «Дневнике» оригинальную концепцию самого процесса творчества: в записи от 12 февраля 1826 г. он, описывая создание третьей книги романа «Вудсток», говорит, что литературный материал в ходе писания меняется и кардинальным образом отличается от первоначально задуманного, то есть писатель оказывается не в состоянии следовать четко обдуманному плану и «сдается» на милость творческой стихии: «…я никогда не могу составить план, а если и составлю, то никогда не могу его придерживаться; при написании всегда одни отрывки разбавляются, другие сокращаются или опускаются; персонажи становятся важными или незначительными не в соответствии с первоначальным планом, а в зависимости от того, насколько я успешно или, наоборот, неудачно смог их показать» [Journal:86; здесь и далее пер. мой. —А.П.]. Однако при этом Скотт неоднократно признается, что составляет план будущей работы.
Еще одним фундаментальным понятием в концепции творчества Скотта является память, которая становится основой писательского самопонимания.
Скотт также подчеркивает неконтролируемые элементы в процессе творчества. Он выражает свою убежденность в том, что акт писания самодостаточен, и считает лучшее из созданного плодом умственной бессознательной деятельности. Писатель называет это «вдохновением» (inspiration) и замечает, что чаще всего сталкивается с ним во сне.
Итак, в «Дневнике» Скотт выделяет следующие этапы создания произведения: стадию, когда задумывается сюжет в общем; последующую ступень, когда ищутся способы преодолеть возникшие препятствия, причем нащупываются они неосознанно, сопровождаясь всплесками физической энергии, во сне. Представляется, что философия творчества, демонстрируемая Скоттом в дневнике, являет собой сложное сочетание романтической веры в воображение и рационально, в духе британской философии эмпиризма, описываемой работы сознания и органов чувств человека.
Важно, что Скотт представляет в «Дневнике» оригинальную концепцию самого процесса творчества: в записи от 12 февраля 1826 г. он, описывая создание третьей книги романа «Вудсток», говорит, что литературный материал в ходе писания меняется и кардинальным образом отличается от первоначально задуманного, то есть писатель оказывается не в состоянии следовать четко обдуманному плану и «сдается» на милость творческой стихии: «…я никогда не могу составить план, а если и составлю, то никогда не могу его придерживаться; при написании всегда одни отрывки разбавляются, другие сокращаются или опускаются; персонажи становятся важными или незначительными не в соответствии с первоначальным планом, а в зависимости от того, насколько я успешно или, наоборот, неудачно смог их показать» [Journal:86; здесь и далее пер. мой. —А.П.]. Однако при этом Скотт неоднократно признается, что составляет план будущей работы.
Еще одним фундаментальным понятием в концепции творчества Скотта является память, которая становится основой писательского самопонимания.
Скотт также подчеркивает неконтролируемые элементы в процессе творчества. Он выражает свою убежденность в том, что акт писания самодостаточен, и считает лучшее из созданного плодом умственной бессознательной деятельности. Писатель называет это «вдохновением» (inspiration) и замечает, что чаще всего сталкивается с ним во сне.
Итак, в «Дневнике» Скотт выделяет следующие этапы создания произведения: стадию, когда задумывается сюжет в общем; последующую ступень, когда ищутся способы преодолеть возникшие препятствия, причем нащупываются они неосознанно, сопровождаясь всплесками физической энергии, во сне. Представляется, что философия творчества, демонстрируемая Скоттом в дневнике, являет собой сложное сочетание романтической веры в воображение и рационально, в духе британской философии эмпиризма, описываемой работы сознания и органов чувств человека.