XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Голос «Текста» Д. А. Глуховского

Ирина Юрьевна Максимова
Докладчик
магистрант 2 курса
Южный федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

В работе исследуется роман Д. А. Глуховского «Текст» с точки зрения семиоэстетического анализа. В основу методологии положены понятия, сформулированные советским и российским литературоведом В. И. Тюпой в его научном труде «Анализ художественного текста». Особое внимание в исследовании уделяется внешнему уровню данного анализа: глоссализации и фокализации, что позволяет через рассмотрение ключевых компонентов текста исследовать его смысл.

Тезисы

Роман современного российского писателя Д. А. Глуховского «Текст» был впервые опубликован в 2017 г., однако вплоть до настоящего времени не становился объектом пристального внимания литературоведов. Методологической основой для анализа романа Глуховского послужил научный труд В. И. Тюпы «Анализ художественного текста», в котором отечественный ученый предлагает особый подход к интерпретации произведения — семиоэстетический анализ, позволяющий через рассмотрение ключевых компонентов текста исследовать его смысл.
Такой анализ подразумевает изучение текста на нескольких уровнях: внешнем, несущем и внутреннем. Во внешний уровень входят фокализация и глоссалаизация, несущий уровень состоит из сюжета и композиции, а внутренний включает мифотектонику и ритмотектонику. В данной работе рассмотрены такие аспекты, как фокализация (анализ системы мотивов и ключевых деталей) и глоссализация (изучение соотнесенных типов сознания в тексте).
Ключевым мотивом в «Тексте» становится мотив «тупика», который вполне может быть противопоставлен мотиву дороги. Тупик есть конец дороги, либо дорога, которая ни к чему не ведет. В этом смысле лейтмотив всего романа — мотив дороги, взятый в нетрадиционном для него ракурсе. «Текст» Глуховского по своему строению разбит на фрагменты, перед читателем будто сменяются разные кадры из фильма. Такая фрагментарность структуры романа обусловлена особым принципом сюжетостроения. Мир как бы рисуется глазами И. Горюнова; даже мир его антагониста предстает перед читателем сквозь призму восприятия главного героя, оказавшегося в интимном мире личных фотографий, видео и переписки П. Хазина. Но оба мира — мир Ильи и мир Петра — в романе обесцвечены, эта тональность задается с первых строк произведения. Мир вокруг Ильи кажется серым, поэтому, когда в тексте появляется упоминание цвета, это привлекает внимание читателя. Цвет превращается в деталь, на которой фокусируется внимание. Таким цветом становится желтый — тот самый желтый цвет из художественного мира Ф. М. Достоевского, сигнализирующий о духовной болезни и беде, которые сопряжены с мотивом «тупика».
В романе смешиваются судьбы героев, смешиваются их голоса, и чтобы понять, где в «Тексте» пишет сообщения Горюнов, а где Хазин, необходимо обратиться к понятию глоссализации. В «Тексте» Глуховского есть три голоса (в том смысле, в котором этот термин употребляет Тюпа): на одном полюсе находится голос отца Хазина, несущий в себе то, что делает жизнь адом, на другом полюсе — женские голоса матери Хазина и Нины, говорящие о вере, любви, добре и продолжении жизни — ребенке, которого ждет Нина. И есть голос Ильи-Петра, оказавшийся между этими полюсами.