Отражение народных представлений об анатомии человека в лечебных заговорах Сибири и Дальнего Востока середины XX — начала XXI в.
Яна Олеговна Поцелуйко
Докладчик
студент 3 курса
Дальневосточный федеральный университет
Дальневосточный федеральный университет
Ключевые слова, аннотация
В работе на материале лечебных заговоров Сибири и Дальнего Востока середины XX — начала XXI в. (опубликованных и архивных, всего 199 текстов) исследованы принципы изображения анатомии человека. Характеризуются частотность упоминания органов и частей тела и особенности их перечисления, рассматривается использование образно-выразительных средств, выявляются основные смысловые акценты. Доказывается сохранение в мировоззрении знахаря представления о человеке как органичной части природы и болезни как чуждой ему субстанции.
Тезисы
В
большинстве заговоров, направленных на исцеление человека, мы наблюдаем
народные представления о его анатомии, поэтому изучение принципов изображения
тела важно для понимания специфики заговорного текста и мировоззрения носителя
традиции. В связи с этим целью нашей работы стало выявление особенностей
изображения анатомии людей на примере лечебных заговоров Сибири и Дальнего
Востока середины XX — начала XXI в.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: отбор текстов, выявление количественного соотношения упоминаний органов и частей тела, рассмотрение принципов их перечисления и взаимодействия, анализ использования образно-выразительных средств, рассмотрение связи человека и природы.
В качестве материала исследования использованы сборники дальневосточного фольклора «У ключика, у гремучего» и «Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока», фольклорный архив кафедры русского языка и литературы Дальневосточного федерального университета и личный архив.
В ходе исследования были отобраны 199 текстов, проведён статистический анализ упоминаний органов и частей тела, выявлены причины полученного количественного соотношения, рассмотрены порядок перечисления, взаимодействие органов и частей тела и отражение связи человека с природой, описаны образно-выразительные средства.
В результате сделаны выводы о том, что в лечебных заговорах Сибири и Дальнего Востока середины XX — начала XXI в. тело человека изображается универсально — не имеет гендерной или возрастной маркированности, оно подчёркнуто здорово, красиво и полно жизненных сил (белое лицо, черные брови, буйная голова, ретивое сердце). В текстах преобладают упоминания крови и костей, что связано с наличием особых групп заговоров от кровотечения и лихорадки. Отсутствует семантически обусловленный порядок перечисления частей тела и органов («…с рук и с ног, с буйной головы, с белого лица, с ретивого сердца, с легки и печенки»), так как для заговаривающего более важна полнота перечисления. Аналогии типа «Как небо и земля не боятся, не повреждаются, так бы ты <…> не боялся, не повреждался» указывают на органичную связь человека с природой и миром. Это даёт основание предполагать, что, приводя человека в исходное, здоровое состояние, знахарь возвращает миру равновесие. Таким образом, справедлив вывод, что в мировоззрении современного носителя традиции сохраняется архаичное представление о мироустройстве, в центре которого был человек, являющийся органичной частью природы.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: отбор текстов, выявление количественного соотношения упоминаний органов и частей тела, рассмотрение принципов их перечисления и взаимодействия, анализ использования образно-выразительных средств, рассмотрение связи человека и природы.
В качестве материала исследования использованы сборники дальневосточного фольклора «У ключика, у гремучего» и «Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока», фольклорный архив кафедры русского языка и литературы Дальневосточного федерального университета и личный архив.
В ходе исследования были отобраны 199 текстов, проведён статистический анализ упоминаний органов и частей тела, выявлены причины полученного количественного соотношения, рассмотрены порядок перечисления, взаимодействие органов и частей тела и отражение связи человека с природой, описаны образно-выразительные средства.
В результате сделаны выводы о том, что в лечебных заговорах Сибири и Дальнего Востока середины XX — начала XXI в. тело человека изображается универсально — не имеет гендерной или возрастной маркированности, оно подчёркнуто здорово, красиво и полно жизненных сил (белое лицо, черные брови, буйная голова, ретивое сердце). В текстах преобладают упоминания крови и костей, что связано с наличием особых групп заговоров от кровотечения и лихорадки. Отсутствует семантически обусловленный порядок перечисления частей тела и органов («…с рук и с ног, с буйной головы, с белого лица, с ретивого сердца, с легки и печенки»), так как для заговаривающего более важна полнота перечисления. Аналогии типа «Как небо и земля не боятся, не повреждаются, так бы ты <…> не боялся, не повреждался» указывают на органичную связь человека с природой и миром. Это даёт основание предполагать, что, приводя человека в исходное, здоровое состояние, знахарь возвращает миру равновесие. Таким образом, справедлив вывод, что в мировоззрении современного носителя традиции сохраняется архаичное представление о мироустройстве, в центре которого был человек, являющийся органичной частью природы.