Почитаемые места деревни Кысса в нарративах одной семьи
Дарья Сергеевна Петрова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен анализу нарративов о почитаемых
пространствах д. Кысса Лешуконского
р-на Архангельской обл. На
материале интервью, записанных в июле
2019 г. в ходе фольклорной экспедиции
филологического факультета СПбГУ,
рассматривается специфика рассказов
старожилов деревни — семьи Бобрецовых (мужчины
и женщины в возрасте от 60 до 90 лет). Каждый
из анализируемых нарративов связан с
посещением обетных крестов, кладбища
и других почитаемых мест.
Тезисы
В июле 2019
г. мы с коллегами проходили фольклорную
практику в д. Кысса (Лешуконский р-н
Архангельской обл.). Мы сразу обратили
внимание на большой обетный крест между
собственно д. Кысса и ее частью, которая
называется Боровое и которую местные
жители считают отдельной деревней.
Обетный крест местные жители посещают
с целью прямого обращения к высшим силам
за помощью. При этом на кресте оставляют
пелены — небольшие отрезы ткани.
Примечательно, что территория вокруг
креста была покрыта высокой травой, что
затрудняло подход к кресту, но по
количеству «свежих» пелен и стоящей
рядом скамейке было понятно, что сюда
ходят.
Мы начали спрашивать о кресте. Наибольшее количество рассказов мы записали от семьи Бобрецовых — местных старожилов. Как оказалось, маленькая д. Кысса (сейчас в ней проживает около 20 постоянных жителей) буквально окружена особыми, почитаемыми местами, и крест оказался не единственным таким местом. Бобрецовы не только рассказали нам о староверческой келье и каменных плитах, установленных в память об основателях деревни, которых они считают своими предками, но и показали нам эти места. Тема предков постоянно возникала в разговоре об этих пространствах или во время их посещения. Рассказывая о местных святынях, наши собеседники обозначали связь со своим родом. Такие места, в которые Бобрецовы всегда отвозят тех, кто к ним приехал, созданы кем-то из родственников или же напрямую связаны с их предками (в случае кладбища).
Целью данного доклада, таким образом, является анализ нарративов о почитаемых пространствах деревни с опорой на следующие работы: «Потаённое знание современной русской семьи» И. А. Разумовой, «Прагматика фольклора» С. Б. Адоньевой, «Приходская жизнь русской деревни» Т. А. Бернштам. В докладе будут рассмотрены интервью, записанные от членов одной семьи — мужчин и женщин в возрасте от 60 до 90 лет.
Мы начали спрашивать о кресте. Наибольшее количество рассказов мы записали от семьи Бобрецовых — местных старожилов. Как оказалось, маленькая д. Кысса (сейчас в ней проживает около 20 постоянных жителей) буквально окружена особыми, почитаемыми местами, и крест оказался не единственным таким местом. Бобрецовы не только рассказали нам о староверческой келье и каменных плитах, установленных в память об основателях деревни, которых они считают своими предками, но и показали нам эти места. Тема предков постоянно возникала в разговоре об этих пространствах или во время их посещения. Рассказывая о местных святынях, наши собеседники обозначали связь со своим родом. Такие места, в которые Бобрецовы всегда отвозят тех, кто к ним приехал, созданы кем-то из родственников или же напрямую связаны с их предками (в случае кладбища).
Целью данного доклада, таким образом, является анализ нарративов о почитаемых пространствах деревни с опорой на следующие работы: «Потаённое знание современной русской семьи» И. А. Разумовой, «Прагматика фольклора» С. Б. Адоньевой, «Приходская жизнь русской деревни» Т. А. Бернштам. В докладе будут рассмотрены интервью, записанные от членов одной семьи — мужчин и женщин в возрасте от 60 до 90 лет.