XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Лингвистические и стилистические особенности литаний как устного речевого жанра

Стефания Алексеевна Иванова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В статье рассматриваются особенности литаний как устного речевого жанра. Материалом для работы послужили интервью, проведенные летом 2019 г. в г. Ревда и Екатеринбург Свердловской обл. и в д. Локотцы Тверской обл. Результаты исследования позволили дополнить признаки литаний, выделенные Нэнси Рис.

Тезисы

Предметом рассмотрения являются особенности синтаксиса и стилистики высказывания определенного типа. Впервые они были выделены Нэнси Рис, в результате исследования, проводившегося в Москве и Ярославле с 1989 г. по 1995 г. Она определила литании как «речевые периоды, в которых говорящий излагает свои жалобы, обиды, тревоги по поводу разного рода неприятностей, трудностей, несчастий, болезней, утрат, а в конце произносит какую-нибудь обобщенно-фаталистическую фразу или горестный риторический вопрос».
Н. Рис описала стилистические и лингвистические характеристики литаний: 
1) синтаксический параллелизм — связывает различные элементы литаний в устной речи; 
2) риторические вопросы — характерный признак плачей, использование риторических вопросов маркирует кульминационные моменты монолога;
3) синекдоха, с помощью которой говорящий подчеркивает свою принадлежность к некой социальной группе, идентифицируя себя определенным образом;
4) рифма;
5) кольцевая композиция.
Н. Рис рассматривала жанр литаний как промежуточный, сложившийся в ситуации обряда перехода, который, как она полагает, разворачивался в России в период конца 80-х — начала 90-х гг. Цель моего исследования — определить устойчивость подобных речевых форм в современной устной речи, а также выделить характерные признаки речевого жанра литаний.
Материалом для работы послужили интервью, проведенные мною летом 2019 г. в г. Ревда и Екатеринбург Свердловской обл. и в д. Локотцы Тверской обл.
На этом материале был проведен анализ, который позволил, во-первых, констатировать актуальность этого устного жанра повседневной речи, во-вторых,  дополнить выделенные Н. Рис признаки литаний: 
1) синтаксический и грамматический параллелизм, который помогает создать  внутренний ритм высказывания, обозначить особое ритуальное пространство;
2) риторические вопросы как способ выразить пафос высказывания, обратиться к эмоциям адресата, убедить его в своей правоте;
3) синекдоха, позволяющая создать позитивную референтную группу, обратиться к квазинорме формируемого сообщества, чтобы эмоционально воздействовать на адресата (Т. М. Николаевна 
«Лингвистическая демагогия»);
4) особые грамматические конструкции, которые, в соответствии с  классификацией Анны Вежбицкой, маркируют две жизненные установки: как субъекта действия (агентивный тип) или же как объекта, принимающего происходящее с ним (пациентивный тип); последний в большей степени присущ литаниям, так как позволяет говорящему выступать 
«пострадавшей стороной», «страдальцем»
Таким образом, у речевого жанра литании есть ряд устойчивых лингвистических и стилистических признаков, большинство из которых направлено на эмоциональное воздействие на адресата высказывания. Они маркируют жизненную стратегию автора нарратива и помогают поддерживать и формировать квазинормы сообщества.