Проблема повседневности и ее осмысление в рассказах К. Гальвес (на материале сборника «Monstruos cotidianos»)
Александр Игоревич Слышенко
Докладчик
магистрант 2 курса
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящён осмыслению поэтики
повседневности на материале избранных
рассказов, входящих в сборник «Monstruos cotidianos»
современной испанской писательницы Кристины Гальвес. Авторская рецепция
повседневности исследуется в русле осмысления повседневного философской мыслью XX в.
Тезисы
Категория повседневности всегда играла
значительную роль в литературе, проявляясь в бытовых деталях и характерных для
эпохи автора идеях, однако в философии и литературе XX в. формируется
совершенно новая точка зрения на проблему повседневности, отвечающая запросам
философской мысли этого времени. В основе этого нового восприятия повседневности
лежат работы М. Фуко, П. Бурдье, Х. Ортеги-и-Гассета, М. де Серто.
Кристина Гальвес (Gálvez) — современная андалузская писательница, автор сборников рассказов «Monstruos cotidianos», «El verano ya no está aquí» и многих отдельных рассказов, финалист премий Cosecha Eñe и премии Луиса Андаро. В творчестве К. Гальвес большое внимание уделяется осмыслению проблемы повседневности. В сборнике «Monstruos cotidianos» данная проблема заявлена уже в названии сборника («чудовища повседневности/повседневные чудовища»).
Данная работа посвящена осмыслению отдельных мотивов, являющихся сквозными для ключевых рассказов сборника и раскрывающих особенности авторской рецепции категории повседневности: мотив страха смерти в рассказе «Los muertos», мотив противодействия системе (политической или социальной) в рассказе «Votación», мотив театрализации повседневности в рассказе «Escena».
Изображение смерти у Гальвес фокусируется на формах её присутствия в повседневной жизни и тех практиках, которые используют люди с целью «организации» смерти, чтобы подчинить её быту. Такой подход перекликается с положением де Серто о «неназываемости» смерти. Рассказ «Los muertos» демонстрирует функцию «фундирующей основы бытия» (по определению Т. Г. Струковой) повседневности, которая защищает человека от прямого столкновения с экзистенциальными вопросами.
Мотив театрализации повседневности развивается в рассказе «Escena». Здесь герои обращаются к «спектаклю» в повседневной жизни, используют его как форму организации своего быта. Рутина, которая спасает героев «Los muertos» от экзистенциального ужаса перед смертью, показана здесь с другой стороны — организованность и предсказуемость обременяют героев. Однако «спектакль», который должен был стать способом избежать рутины, неотвратимо превращается в её часть.
Мотив противодействия системе раскрывается в рассказе «Votación», герой которого саботирует местные выборы, протестуя не против конкретной идеи или политики, а против системы власти как таковой, что перекликается с концепцией политизированных «тактик индивида» де Серто.
Таким образом, трактовка Гальвес проблематики повседневного основывается именно на современном социологическом и философском понимании проблемы. Повседневное выражено в рассказах не столько в «микроисторических» аспектах (деталях быта, особенностях культуры), сколько представлено мыслями и поступками персонажей, их восприятием мира вокруг, их отношением друг к другу и к себе.
Кристина Гальвес (Gálvez) — современная андалузская писательница, автор сборников рассказов «Monstruos cotidianos», «El verano ya no está aquí» и многих отдельных рассказов, финалист премий Cosecha Eñe и премии Луиса Андаро. В творчестве К. Гальвес большое внимание уделяется осмыслению проблемы повседневности. В сборнике «Monstruos cotidianos» данная проблема заявлена уже в названии сборника («чудовища повседневности/повседневные чудовища»).
Данная работа посвящена осмыслению отдельных мотивов, являющихся сквозными для ключевых рассказов сборника и раскрывающих особенности авторской рецепции категории повседневности: мотив страха смерти в рассказе «Los muertos», мотив противодействия системе (политической или социальной) в рассказе «Votación», мотив театрализации повседневности в рассказе «Escena».
Изображение смерти у Гальвес фокусируется на формах её присутствия в повседневной жизни и тех практиках, которые используют люди с целью «организации» смерти, чтобы подчинить её быту. Такой подход перекликается с положением де Серто о «неназываемости» смерти. Рассказ «Los muertos» демонстрирует функцию «фундирующей основы бытия» (по определению Т. Г. Струковой) повседневности, которая защищает человека от прямого столкновения с экзистенциальными вопросами.
Мотив театрализации повседневности развивается в рассказе «Escena». Здесь герои обращаются к «спектаклю» в повседневной жизни, используют его как форму организации своего быта. Рутина, которая спасает героев «Los muertos» от экзистенциального ужаса перед смертью, показана здесь с другой стороны — организованность и предсказуемость обременяют героев. Однако «спектакль», который должен был стать способом избежать рутины, неотвратимо превращается в её часть.
Мотив противодействия системе раскрывается в рассказе «Votación», герой которого саботирует местные выборы, протестуя не против конкретной идеи или политики, а против системы власти как таковой, что перекликается с концепцией политизированных «тактик индивида» де Серто.
Таким образом, трактовка Гальвес проблематики повседневного основывается именно на современном социологическом и философском понимании проблемы. Повседневное выражено в рассказах не столько в «микроисторических» аспектах (деталях быта, особенностях культуры), сколько представлено мыслями и поступками персонажей, их восприятием мира вокруг, их отношением друг к другу и к себе.