Поэма А. Блока «Двенадцать» в отечественной иллюстрации (Ю. Анненков)
Елена Максимовна Федотова
Докладчик
студент 3 курса
Удмуртский государственный университет
Удмуртский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Данная работа выполнена в рамках интермедиального подхода и обращена к проблеме взаимодействия литературного и живописного текстов. Объектом рассмотрения являются иллюстрации Юрия Анненкова к поэме А. Блока «Двенадцать». Рисунки художника являются не столько визуализацией поэтического мира Блока, сколько путем интерпретации поэмы и осмыслением авторской позиции. Благодаря графическому циклу Ю. Анненкова выявляются новые символические смыслы поэмы «Двенадцать».
Тезисы
Произошедшая
перестройка структуры гуманитарного
знания является актуальной почвой для междисциплинарных исследований — ранее
изолированные друг от друга науки (литературоведение, искусствоведение,
лингвистика, философия и т. д.) обнаружили общность, тяготение к «синкретическим медиасистемам» (О. А.
Ханзен-Лёве).
В данном исследовании поэма А. Блока «Двенадцать» рассмотрена в аспекте интермедиальности, объектом исследовательского внимания является проблема взаимодействия литературного и живописного текстов.
Цикл графических иллюстраций Юрия Анненков — это попытка художника выявить скрытые смыслы блоковской поэмы, дать собственную интерпретацию одному из самых сложных и неоднозначных текстов русской литературы. Анненков попытался обнаружить авторскую позицию, показать символическую образность текста через рисунок.
Понимание Анненковым поэмы «Двенадцать» во многом имело биографический подтекст. Личное знакомство с Блоком, беседы с поэтом, их переписка привнесли в иллюстрации художника нюансы и детали, позволяющие в полной мере отразить поэтическое видение современности.
Благодаря особой манере графики Анненкова обнаруживаются новые, доселе неописанные, смыслы поэмы. Вслед за поэтом художник создает визуальный образ революции. Анненковым проработан символический план, проступающий в стилистике его рисунков: остром и напряженном ритме, в подчеркнутых контрастах линий и пятен, в тех бесконечных сдвигах и пересечениях, которые составляют фактуру блоковской поэмы.
В иллюстрациях имеется множество сквозных образов, которых нет в «Двенадцати», но которые передают конструктивные принципы построения текста («крест», «звезда», «фонарь», «цветок» и т.д.).
Анненков разрушает границы не только между отдельными предметами, но и смещает границы слов. Так, например, в надписи «Сапоги» первая буква «С» почти невидима, из черного пятна проступает слово «апоги», которое одновременно ассоциируется и с «апокалипсисом», и с «апогеем».
Таким образом, для Анненкова поэма стала «свежей росписью только что возникшей революции», а иллюстрации к поэме позволили художнику по-новому взглянуть на смысловой потенциал блоковского текста.
В данном исследовании поэма А. Блока «Двенадцать» рассмотрена в аспекте интермедиальности, объектом исследовательского внимания является проблема взаимодействия литературного и живописного текстов.
Цикл графических иллюстраций Юрия Анненков — это попытка художника выявить скрытые смыслы блоковской поэмы, дать собственную интерпретацию одному из самых сложных и неоднозначных текстов русской литературы. Анненков попытался обнаружить авторскую позицию, показать символическую образность текста через рисунок.
Понимание Анненковым поэмы «Двенадцать» во многом имело биографический подтекст. Личное знакомство с Блоком, беседы с поэтом, их переписка привнесли в иллюстрации художника нюансы и детали, позволяющие в полной мере отразить поэтическое видение современности.
Благодаря особой манере графики Анненкова обнаруживаются новые, доселе неописанные, смыслы поэмы. Вслед за поэтом художник создает визуальный образ революции. Анненковым проработан символический план, проступающий в стилистике его рисунков: остром и напряженном ритме, в подчеркнутых контрастах линий и пятен, в тех бесконечных сдвигах и пересечениях, которые составляют фактуру блоковской поэмы.
В иллюстрациях имеется множество сквозных образов, которых нет в «Двенадцати», но которые передают конструктивные принципы построения текста («крест», «звезда», «фонарь», «цветок» и т.д.).
Анненков разрушает границы не только между отдельными предметами, но и смещает границы слов. Так, например, в надписи «Сапоги» первая буква «С» почти невидима, из черного пятна проступает слово «апоги», которое одновременно ассоциируется и с «апокалипсисом», и с «апогеем».
Таким образом, для Анненкова поэма стала «свежей росписью только что возникшей революции», а иллюстрации к поэме позволили художнику по-новому взглянуть на смысловой потенциал блоковского текста.