«Двойное послание» как дискурсивный прием. Анализ официальной концепции праздника «День семьи, любви и верности»
Вера Константиновна Никитина
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
На
примере анализа текста концепции «Дня семьи, любви и верности» мы проследим,
какую роль дискурсивный приём «двойного послания», предложенный в 1950-е гг.
этнографом Грегори Бейтсоном, играет в проговаривании ценностей нового
праздника.
Тезисы
Праздник «День семьи, любви и верности» с начала 2000-х гг. отмечается
в Муроме в день поминовения св. Петра и Февронии, а в 2008 г. праздник был объявлен
всероссийским. Контекстом для учреждения памятного дня стала новая
государственная демографическая политика, в которой утверждается прямая связь
брака с деторождением. Документом, в котором зафиксирована эта и ряд других
идеологических установок праздника, является текст «Концепции празднования», изложенный
на официальном сайте праздника, поддерживаемого Фондом социально-культурных
инициатив.
В докладе учрежденный день рассматривается в рамках концепции «изобретенных традиций» (термин Э. Хобсбаума). Изобретенные традиции, по мнению исследователя, нуждаются в особой регуляции «с помощью явно или неявно признаваемых правил; целью её является внедрение определенных ценностей и норм поведения, а средством достижения цели — повторение».
Особенность официального дискурса концепции заключается в том, что она постулирует регламентированный и одновременно неофициальный характер празднования, его светскость и религиозный подтекст, ценность многоконфессиональности и исключительную роль православия.
Форму выражения подобных противоречащих друг другу высказываний в рамках доклада мы описываем с помощью термина «двойное послание», предложенного в 1956 г. этнографом Грегори Бейтсоном в результате исследований патологической коммуникации. «Двойные послания», по словам Бейтсона, создают ситуацию, «в которой человек, что бы он ни делал, "не может победить"», и осуществляются на разных коммуникативных уровнях.
В докладе учрежденный день рассматривается в рамках концепции «изобретенных традиций» (термин Э. Хобсбаума). Изобретенные традиции, по мнению исследователя, нуждаются в особой регуляции «с помощью явно или неявно признаваемых правил; целью её является внедрение определенных ценностей и норм поведения, а средством достижения цели — повторение».
Особенность официального дискурса концепции заключается в том, что она постулирует регламентированный и одновременно неофициальный характер празднования, его светскость и религиозный подтекст, ценность многоконфессиональности и исключительную роль православия.
Форму выражения подобных противоречащих друг другу высказываний в рамках доклада мы описываем с помощью термина «двойное послание», предложенного в 1956 г. этнографом Грегори Бейтсоном в результате исследований патологической коммуникации. «Двойные послания», по словам Бейтсона, создают ситуацию, «в которой человек, что бы он ни делал, "не может победить"», и осуществляются на разных коммуникативных уровнях.