Голос в поэтической структуре поэмы В. В. Маяковского «Человек»
Дина Леонидовна Гройсман
Докладчик
студент 1 курса
НИУ ВШЭ — Нижний Новгород
НИУ ВШЭ — Нижний Новгород
Ключевые слова, аннотация
В творчестве В. В. Маяковского, в частности, в поэме «Человек», значительный интерес представляет рассмотрение голоса лирического субъекта в совокупности связанных с ним образов и особенностей поэтики. Исследование посвящено осмыслению категории голоса внутри поэмы, а также составлению характеристики голоса, его звучания и деятельности в метафорическом отражении. В результате анализа текста поэмы становится возможным предположить, что голос для лирического героя становится особой формой существования и сотворения.
Тезисы
Своеобразие метафорического отражения голоса в лирике В. В. Маяковского часто выделяют как характерную черту его творчества. В связи с этим необходимо лучшее понимание и более полная характеристика того, чем поэтическое осмысление голоса является по отношению к лирическому герою Маяковского. В данном случае представляет интерес совокупность поэтических особенностей, связанных с активным действием голоса и голосов внутри поэмы. Поэма «Человек» в данном случае привлекает исследовательское внимание, поскольку представляет собой значимый этап авторского самоопределения и становления лирического героя в раннем творчестве Маяковского.
Цель исследования — прояснить сущность голоса в поэме «Человек» и творчестве Маяковского как особую поэтическую категорию и составить ее характеристику. Поставленные задачи включают в себя рассмотрение различных аспектов образного выражения голоса в структуре поэмы и их систематизацию.
Материал исследования — поэма «Человек», а также предшествующие ей поэмы «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник», которые Маяковский в тексте поэмы «Человек» связывает с ней. Помимо этого, материалом служат некоторые стихотворения 1916 г., формирующие необходимый контекст и помогающие проследить эволюцию поэтики Маяковского, трансформацию образа.
В ходе работы особое внимание уделяется образам, многосторонне раскрывающим в поэме голос как эстетическую и поэтическую категорию. Образ голоса не только актуализируется напрямую в реплике и диалоге, но и метафорически выражается через синкретические образы. Так, голос может быть отождествлен со словом и высказыванием, может соотноситься с не артикулированным звуком, шумом города и толпы; он сближается как с телесностью человека и объектами материального мира, так и с метафизическими понятиями. Важными по отношению к голосу лирического субъекта являются мотивы рождения и воскресения героя.
Проведенный анализ позволяет по-новому осмыслить голос лирического героя в поэтике Маяковского. Мы можем предположить, что для лирического субъекта поэмы голос является особой формой существования. Выделяется онтологический аспект обладания голосом, и здесь обладание и активное действие голоса противопоставлено молчанию или состоянию немоты. Голос лирического героя становится воплощением его витальности и наделяется созидательной функцией.