Природа как отражение пограничного состояния сознания в поэзии С. Плат
Наталья Борисовна Чикнайкина
Докладчик
студент 4 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Исследование
посвящено выявлению особенностей функционирования природных элементов как
отражения пограничного сознания в поэзии Сильвии Плат. Предприняты попытка сделать выводы о причинах двойственного
состояния лирического субъекта и о том, как это состояние воплощено в картинах
природы. Пейзаж при этом выполняет две функции: передачи внутреннего конфликта
личности и особого пространства, символизирующего переход от бытия к инобытию.
Тезисы
В центре поэзии американской поэтессы
Сильвии Плат — амбивалентная личность, терзаемая противоречиями, для которой
нахождение между двумя противоположными точками бытия становится условием
человеческого существования. Одним из способов отражения пограничного состояния
сознания в лирике Плат является пейзаж, изучение особенностей которого является
целью данной работы. Материалом исследования служат стихотворения, написанные в
разные периоды жизни, с 1956 по 1963 г.
Двойственность бытования лирического субъекта главным образом обусловлена неразрешимым конфликтом между влечением к жизни и влечением к смерти, а также взаимоотношениями человека с природой и цивилизацией, индивидуального и универсального, вечного и временного. Пограничность сознания в изображении природы проявляется в двух взаимосвязанных аспектах: как отражение внутреннего состояния лирического субъекта, и как особое пространство, в котором этот субъект оказывается.
Объективная действительность в поэзии Плат наделяется субъективными характеристиками, отражающими внутренний конфликт личности. Часто образы являются амбивалентными, напр. цветы и красный цвет в «Poppies in July» и «Tulips» несут в себе одновременно жизнь и смерть. Пейзаж может выступать в качестве пространства, в котором находится лирический субъект, мечущийся между жизнью и смертью, между обществом и миром природы (но отвергнутый и тем, и другим, как в «Sheep in Fog»). Природа во многих произведениях связана со смертью, внешним, чуждым и пугающим миром, а символизирует жизнь чаще другое пространство — дом («Hardcastle Crag») или город («Owl»). Иногда в качестве символов пограничного состояния могут выступать два разных природных объекта (напр. поля ежевики и море в «Blackberrying»).
В поэзии Плат влечение к смерти обычно сильнее, выбор в пользу жизни всегда временный. Природа является как бы проводником в иной мир, который зазывает и притягивает к себе. Лирический субъект хочет стать её частью («I Am Vertical»), но слияние с природой не даёт личного бессмертия («Burning the Letters»). В мировосприятии Плат именно балансирование на грани бытия и небытия, природного и культурного, личного и всеобщего позволяет поэту создать свой мир, даже если он несёт разрушение («Snakecharmer»). Однако в отличие от постмодернистских авторов, для которых разрушение целостности стало художественным принципом, Плат, как обладатель модернистского сознания, не может ни найти этот баланс, ни существовать вне его.
Двойственность бытования лирического субъекта главным образом обусловлена неразрешимым конфликтом между влечением к жизни и влечением к смерти, а также взаимоотношениями человека с природой и цивилизацией, индивидуального и универсального, вечного и временного. Пограничность сознания в изображении природы проявляется в двух взаимосвязанных аспектах: как отражение внутреннего состояния лирического субъекта, и как особое пространство, в котором этот субъект оказывается.
Объективная действительность в поэзии Плат наделяется субъективными характеристиками, отражающими внутренний конфликт личности. Часто образы являются амбивалентными, напр. цветы и красный цвет в «Poppies in July» и «Tulips» несут в себе одновременно жизнь и смерть. Пейзаж может выступать в качестве пространства, в котором находится лирический субъект, мечущийся между жизнью и смертью, между обществом и миром природы (но отвергнутый и тем, и другим, как в «Sheep in Fog»). Природа во многих произведениях связана со смертью, внешним, чуждым и пугающим миром, а символизирует жизнь чаще другое пространство — дом («Hardcastle Crag») или город («Owl»). Иногда в качестве символов пограничного состояния могут выступать два разных природных объекта (напр. поля ежевики и море в «Blackberrying»).
В поэзии Плат влечение к смерти обычно сильнее, выбор в пользу жизни всегда временный. Природа является как бы проводником в иной мир, который зазывает и притягивает к себе. Лирический субъект хочет стать её частью («I Am Vertical»), но слияние с природой не даёт личного бессмертия («Burning the Letters»). В мировосприятии Плат именно балансирование на грани бытия и небытия, природного и культурного, личного и всеобщего позволяет поэту создать свой мир, даже если он несёт разрушение («Snakecharmer»). Однако в отличие от постмодернистских авторов, для которых разрушение целостности стало художественным принципом, Плат, как обладатель модернистского сознания, не может ни найти этот баланс, ни существовать вне его.