Три поэтических кухни: О. Э. Мандельштам, Н. К. Чуковский и К. И. Чуковский. Идеология и поэтика
Мария Сергеевна Фадеева
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
Ключевые слова, аннотация
Обращение
к бытовой стороне жизни было свойственно многим современникам О. Э. Мандельштама и
связано с идеей освоения «нового быта», прежде всего — коммунальной кухни. При этом на детских поэтов и иллюстраторов была возложена
миссия воспитать советского человека, который бы усвоил правила современного уклада. Феномен
советской детской книги возник на фоне создания новой культуры, и обращение
трех авторов к теме кухонного быта в текстах, предназначенных для детей, с одной
стороны, соответствовало установкам власти, с другой, не выводило эти стихотворения в область чистой идеологии.
Тезисы
Обращение
к бытовой стороне жизни было свойственно многим современникам О. Э. Мандельштама и
связано с идеей освоения «нового быта» (Н. А. Заболоцкий), прежде всего — коммунальной кухни. Феномен
советской детской книги возник на фоне создания новой культуры — и обращение
трех авторов к теме кухонного быта в текстах, предназначенных для детей, с одной
стороны, соответствовал установкам власти, с другой, не выводил стихотворения
для детей в область чистой идеологии (а именно такова была большая часть
стихотворений, напечатанных в то же время в «Мурзилке» и «Пионере»).
В 1925 г. в Госиздате вышла детская книга Н. К. Чуковского «Наша кухня» с иллюстрациями Н. Ф. Лапшина, в 1926 г. К. И. Чуковский опубликовал «Федорино горе». В это же время был напечатан цикл стихотворений Мандельштама «Примус», а в издательстве «Радуга» вышла книга поэта «Кухня». Все перечисленные стихотворения объединяет общая тематика, связанная с кухонным бытом.
В докладе предпринимается попытка сопоставить идеологические установки детской литературы 1920-х гг. и их реализацию (или отказ от нее) в стихотворениях Н. Чуковского, К. Чуковского и Мандельштама. Это те поэты, которые смогли описать советский быт, не ориентируясь на каноны советской детской литературы. Прежде всего, кухня во всех четырех книгах предстает как обжитое и осмысленное пространство, где живут одушевленные предметы быта.
М. Петровский в книге «Книги нашего детства» пишет, что в литературно-политической администрации «шел спор о том, допустимы ли в произведении для детей одушевление неодушевленных предметов и очеловечивание животных». Безусловно, Мандельштам считал это допустимым. Об этом свидетельствует сама концепция акмеизма в понимании вещи как таковой: «Эллинизм — это печной горшок, ухват, крынка с молоком, это — тепло очага, ощущаемое как священное, всякая собственность, приобщающая часть внешнего мира к человеку… Эллинизм — есть сознательное окружение человека утварью вместо безразличных предметов, превращение этих предметов в утварь, очеловечивание окружающего мира, согревание его тончайшим телеологическим теплом…». В стихотворении Н. Чуковского таких очеловеченных вещей гораздо больше. Каждый предмет обладает качествами, свойственными человеку.
Главной темой рассматриваемых стихотворений является не реализация советской идеологической установки, а развитие спора об отношениях человека и вещного мира — спора, который восходит к литературной полемике между символистами и акмеистами.
В 1925 г. в Госиздате вышла детская книга Н. К. Чуковского «Наша кухня» с иллюстрациями Н. Ф. Лапшина, в 1926 г. К. И. Чуковский опубликовал «Федорино горе». В это же время был напечатан цикл стихотворений Мандельштама «Примус», а в издательстве «Радуга» вышла книга поэта «Кухня». Все перечисленные стихотворения объединяет общая тематика, связанная с кухонным бытом.
В докладе предпринимается попытка сопоставить идеологические установки детской литературы 1920-х гг. и их реализацию (или отказ от нее) в стихотворениях Н. Чуковского, К. Чуковского и Мандельштама. Это те поэты, которые смогли описать советский быт, не ориентируясь на каноны советской детской литературы. Прежде всего, кухня во всех четырех книгах предстает как обжитое и осмысленное пространство, где живут одушевленные предметы быта.
М. Петровский в книге «Книги нашего детства» пишет, что в литературно-политической администрации «шел спор о том, допустимы ли в произведении для детей одушевление неодушевленных предметов и очеловечивание животных». Безусловно, Мандельштам считал это допустимым. Об этом свидетельствует сама концепция акмеизма в понимании вещи как таковой: «Эллинизм — это печной горшок, ухват, крынка с молоком, это — тепло очага, ощущаемое как священное, всякая собственность, приобщающая часть внешнего мира к человеку… Эллинизм — есть сознательное окружение человека утварью вместо безразличных предметов, превращение этих предметов в утварь, очеловечивание окружающего мира, согревание его тончайшим телеологическим теплом…». В стихотворении Н. Чуковского таких очеловеченных вещей гораздо больше. Каждый предмет обладает качествами, свойственными человеку.
Главной темой рассматриваемых стихотворений является не реализация советской идеологической установки, а развитие спора об отношениях человека и вещного мира — спора, который восходит к литературной полемике между символистами и акмеистами.