Образ Мастера в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в свете гоголевской традиции
Арина Николаевна Попандопуло
Докладчик
студент 4 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается образ
Мастера в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в свете гоголевской
традиции. Анализируются имеющиеся в романе отсылки к произведениям Н. В. Гоголя
и черты героя, являющиеся результатом осмысления Булгаковым творческого пути и
духовной эволюции Гоголя. Выявлены сходство эстетических и духовных
представлений писателей, а также идейные расхождения в некоторых мировоззренческих вопросах.
Тезисы
Образ Мастера в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
можно рассматривать в контексте гоголевской традиции. Во-первых, в нем есть
отсылки к произведениям Н. В. Гоголя и черты его героев. Во-вторых, с образом
Мастера связаны результаты осмысления Булгаковым творческого и духовного пути
Гоголя; герой романа отчасти выражает его воззрения на искусство и роль
художника; отдельные сюжетные линии повторяют (не в точности, а в преображенном
виде) некоторые моменты биографии Гоголя.
Первый раз Мастер появляется в романе в сумасшедшем
доме, куда попал «за Понтия Пилата»; так в романе появляется мотив безумия,
который отсылает к повести Гоголя «Записки сумасшедшего» и к распространённому
в ХIХ в. и существующему до сих пор мифу о помешательстве писателя.
Предыстория Мастера, которую он рассказывает Ивану Бездомному, схожа с биографией Гоголя. Мастер был историком по образованию, работал в музее, потом оставил это занятие и начал сочинять роман. Гоголь тоже увлекался историей, преподавал в Патриотическом институте и в Петербургском университете, но почувствовал, что не преподавание, а литературная деятельность была его призванием, и вместо чтения лекций занялся созданием исторического романа.
Отношение Мастера к писательскому труду схоже с воззрениями Гоголя на искусство и роль художника, которые выражены в «Выбранных местах из переписки с друзьями» и других его публицистических и художественных произведениях.
История романа о Понтии Пилате напоминает историю создания поэмы «Мертвые души». Сходство можно обнаружить в авторском замысле, в отношении писателя к своему труду и в судьбе рукописей. Эпизод сожжения Мастером романа отсылает к известному спорному моменту биографии Гоголя (в 1852 г. Гоголь сжег свои бумаги, среди которых были черновые главы второго тома «Мертвых душ»). Очевидно внешнее сходство сцены романа Булгакова с эпизодом биографии Гоголя, но за внешне близкими событиями кроются совершенно разные мотивы.
Сравнивая Мастера с художником Чартковым из повести «Портрет», можно увидеть, как Гоголь и Булгаков в своих произведениях противоположным образом определяют роль дьявола в процессе творчества и судьбе художника.
Так, в образе Мастера выражается результат творческого и духовного взаимодействия Булгакова с Гоголем. При внешнем сходстве судьбы Мастера с биографией Гоголя и жизнью его героев в одних случаях оказывается, что Булгаков наделяет своего героя воззрениями, схожими с гоголевскими, а в других случаях за их поступками стоят разные духовные устремления.
Изучению гоголевских традиций в романе Булгакова посвящено множество научных работ. Новизна нашего исследования заключается в том, что в нем подробно рассмотрен один аспект этой темы: образ Мастера является центральным предметом анализа, а не иллюстрацией, подтверждающей ту или иную концепцию.
Предыстория Мастера, которую он рассказывает Ивану Бездомному, схожа с биографией Гоголя. Мастер был историком по образованию, работал в музее, потом оставил это занятие и начал сочинять роман. Гоголь тоже увлекался историей, преподавал в Патриотическом институте и в Петербургском университете, но почувствовал, что не преподавание, а литературная деятельность была его призванием, и вместо чтения лекций занялся созданием исторического романа.
Отношение Мастера к писательскому труду схоже с воззрениями Гоголя на искусство и роль художника, которые выражены в «Выбранных местах из переписки с друзьями» и других его публицистических и художественных произведениях.
История романа о Понтии Пилате напоминает историю создания поэмы «Мертвые души». Сходство можно обнаружить в авторском замысле, в отношении писателя к своему труду и в судьбе рукописей. Эпизод сожжения Мастером романа отсылает к известному спорному моменту биографии Гоголя (в 1852 г. Гоголь сжег свои бумаги, среди которых были черновые главы второго тома «Мертвых душ»). Очевидно внешнее сходство сцены романа Булгакова с эпизодом биографии Гоголя, но за внешне близкими событиями кроются совершенно разные мотивы.
Сравнивая Мастера с художником Чартковым из повести «Портрет», можно увидеть, как Гоголь и Булгаков в своих произведениях противоположным образом определяют роль дьявола в процессе творчества и судьбе художника.
Так, в образе Мастера выражается результат творческого и духовного взаимодействия Булгакова с Гоголем. При внешнем сходстве судьбы Мастера с биографией Гоголя и жизнью его героев в одних случаях оказывается, что Булгаков наделяет своего героя воззрениями, схожими с гоголевскими, а в других случаях за их поступками стоят разные духовные устремления.
Изучению гоголевских традиций в романе Булгакова посвящено множество научных работ. Новизна нашего исследования заключается в том, что в нем подробно рассмотрен один аспект этой темы: образ Мастера является центральным предметом анализа, а не иллюстрацией, подтверждающей ту или иную концепцию.