Лирический театр В. В. Маяковского
Елизавета Петровна Зорова
Докладчик
студент 4 курса
Удмуртский государственный университет
Удмуртский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В работе явление лирического театра, связываемое с основными идеями батаеведческой школы и представлениями об «опыте-пределе», находит свое обоснование относительно поэзии В. В. Маяковского, где образует единую творческую систему, парадигматически заключая в себе значительный пласт его творчества. Путем исследования текстов поэта выводится и доказывается гипотеза о смыслообразующей связи я-концепции Маяковского с драмой-пределом, формулируются различные модусы представления ее культурных ипостасей в рамках театрального дискурса.
Тезисы
В целях исследования был проведен анализ стихотворений В. В. Маяковского на предмет мотивов, позволяющих охарактеризовать пространство данной художественной системы как «лирический театр».
Под «лирическим театром» подразумевается не столько собственно драматургическое наследие поэта, сколько драматургическая составляющая, на которой базируется его лирика. Мотив прямого или косвенного самонаречения, уже отмеченный исследователями творчества Маяковского, в данном контексте занимает одну из центральных позиций как преломление личного опыта поэта через личный опыт объекта, взаимодействие которых доведено Маяковским до логического предела и возведено в эстетический абсолют.
Поэт сознательно образует вокруг себя пространство лирической драмы, по-разному воплощая ее в каждом своем произведении. Лирический театр Маяковского стартует не с мотива самонаречения как переложения на себя чужого опыта, а с появления исключительного в своей единой двойственности (лирический герой и автор) Героя.
Развитие пространства лирической драмы начинается с первого поэтического сборника В. Маяковского «Я» и одноименного стихотворения. По мере продолжения творческой деятельности поэта происходит расширение эстетического пространства его лирического театра.
Лирический герой Маяковского занимает роль главной действующей фигуры драмы, вбирая в себя опыт-предел различных культурных ипостасей и преломляя его через опыт поэта.
По мере развития лирического театра Маяковского выделяются следующие эстетические категории, охарактеризованные в рамках театрального дискурса в соответствии со своей смысловой составляющей: «Список ролей», «Облачение», «Выход на сцену», «Пролог», «Развитие действия», «Действующие лица» и «Этюд “Животные”».
Важным фактором, распространяющимся на весь лирический театр, становится соответствие метафизики внутреннего художественного пространства (воссозданного поэтом мира) Новой драме. Особое внимание уделено отражению ее законов на ипостасях как носителях опыта и их финальном осмыслении.
Разнообразие образов-ипостасей не исключает существование основных векторов лирической драмы, прослеживающихся в наиболее частотных мотивах, но центральным и главенствующим опытом является опыт самого поэта-героя. Последний всегда вбирает в себя опыты «действующих лиц» (Христос, Заратустра, Дон Кихот и др.), но в конечном итоге — не отождествляет себя с ними, а возвышается над, превосходя в собственной эстетической системе.