Гамлетизм книги стихов Е. А. Баратынского «Сумерки»
Екатерина Григорьевна Романюта
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (филиал в Санкт-Петербурге)
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (филиал в Санкт-Петербурге)
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен мотивному анализу книги стихов Е. А. Баратынского «Сумерки», в ходе
которого выявляются специфические черты русского гамлетизма. Особое внимание
уделяется соотнесенности гамлетизма в позднем творчестве Баратынского с общими
тенденциями распространения архетипа Гамлета в русской литературе XIX в.
Ставится вопрос обновления и обогащения специфики русского гамлетизма в данном
произведении.
Тезисы
В
последней книге стихов Е. А. Баратынского «Сумерки» отражение общего
мироощущения поколения последекабрьской эпохи, «сломленного» и поглощенного
рефлексией, совмещено с репрезентацией индивидуального опыта переживания
отчужденности, духовного бессилия.
Доклад рассматривает «Сумерки», опираясь на сформулированные в отечественном литературоведении тезисы о распространённости архетипа Гамлета в русской литературе. Цель работы — выявление реализации этой тенденции в поздней лирике Баратынского и определение ее индивидуальности.
Одно из наиболее характерных свойств гамлетизма, обнаруживаемое в последней книге стихов Баратынского, — это актуализация бессилия лирического героя перед несправедливостью, вызванного давлением окружающего мира, а также конфликт идеалов героя с идеалами среды, в которой он оказывается. Данный лирический сюжет выражен не только в противопоставлении поэта как выходца из «золотого века» «веку железному» (стихотворения «Последний поэт», «Толпе тревожный день приветен, но страшна…», «Бокал»), но и в иных метафорических формах («Недоносок»).
Помимо этого, к классическим свойствам гамлетизма в «Сумерках» относится осознание лирическим героем непосильной ноши, возложенного на него великого долга, что выражается во внутреннем конфликте героя на почве невозможности реализации поэтического дара. Однако гамлетизм «Сумерек» в то же время является новаторским: во-первых, это определение отчужденности поэта от его слушателей вследствие влияния изменившейся среды, наступления «железного века», из-за которого поэт оказывается не нужен, бессилен, лишен возможности применять творческий дар. Такое видение связано с представлением Баратынского об идеале поэтической миссии, который он видит в поэте-вдохновителе («Рифма»). Наконец, важным новаторским аспектом гамлетизма «Сумерек» является появление в душе отвергнутого лирического героя великой «скорби животворной» по страдающему под гнетом железного века человечеству.
Доклад рассматривает «Сумерки», опираясь на сформулированные в отечественном литературоведении тезисы о распространённости архетипа Гамлета в русской литературе. Цель работы — выявление реализации этой тенденции в поздней лирике Баратынского и определение ее индивидуальности.
Одно из наиболее характерных свойств гамлетизма, обнаруживаемое в последней книге стихов Баратынского, — это актуализация бессилия лирического героя перед несправедливостью, вызванного давлением окружающего мира, а также конфликт идеалов героя с идеалами среды, в которой он оказывается. Данный лирический сюжет выражен не только в противопоставлении поэта как выходца из «золотого века» «веку железному» (стихотворения «Последний поэт», «Толпе тревожный день приветен, но страшна…», «Бокал»), но и в иных метафорических формах («Недоносок»).
Помимо этого, к классическим свойствам гамлетизма в «Сумерках» относится осознание лирическим героем непосильной ноши, возложенного на него великого долга, что выражается во внутреннем конфликте героя на почве невозможности реализации поэтического дара. Однако гамлетизм «Сумерек» в то же время является новаторским: во-первых, это определение отчужденности поэта от его слушателей вследствие влияния изменившейся среды, наступления «железного века», из-за которого поэт оказывается не нужен, бессилен, лишен возможности применять творческий дар. Такое видение связано с представлением Баратынского об идеале поэтической миссии, который он видит в поэте-вдохновителе («Рифма»). Наконец, важным новаторским аспектом гамлетизма «Сумерек» является появление в душе отвергнутого лирического героя великой «скорби животворной» по страдающему под гнетом железного века человечеству.