19 октября: семантический след в русской поэзии
Кристина Владимировна Судакова
Докладчик
студент 3 курса
Удмуртский государственный университет
Удмуртский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В работе рассмотрены поэтические тексты лицеистов первого поколения (А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, В. К. Кюхельбекера, А. Д. Илличевского), высказана и доказана гипотеза о том, что многообразие стихотворений 1820-х—1830-х гг. составляет единый лицейский гипертекст. В исследовании обозначены основные этапы становления данного цикла, определены важнейшие мотивные комплексы в их динамике, показаны изменения жанровых характеристик и основного эмоционального тона. Особое внимание уделено анализу художественного времени и художественного пространства.
Тезисы
Несмотря на то, что изучение лицейских стихотворений имеет давнюю научную традицию, проблема единого лицейского гипертекста на сегодняшний день не изучена. Предметом исследования стали стихотворения А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, В. К. Кюхельбекера и А. Д. Илличевского, обращенные к лицейской дате 19 октября и впервые анализируемые как единый текст.
В 1810-е гг. ведущим жанром становится жанр дружеского послания. Находясь между поэтическим посвящением и эпистолой, данный жанр сочетает в себе черты оды, анакреонтической поэзии и элегии, тем самым объединяет такие литературные направления, как классицизм и романтизм.
В ходе анализа выявлена система временных и пространственных оппозиций, формирующая структуру лицейских стихотворений. Был сделан важный вывод о том, что в текстах реализуется сразу несколько разнонаправленных противопоставлений:
1. Хронологические противопоставления, выраженные антитезой времени реального (внешнего) и времени вечного (внутреннего). Реальное время, как правило, отражается буквально, т. е. в хронотоп послания вводится подлинная цифра, отмеряющая «минувшие годы». Время вечное (внутреннее) воплощает, с одной стороны, идею бессмертия, с другой — являет идею неизменного дружеского мира, неподвластного общим хронологическим законам, поскольку дружеские воспоминания способны обратить вспять течение времени.
2. Пространственные противопоставления выражены антитезой большого и малого мира. Данная оппозиция заимствована из жанра дружеского послания, но претерпевает изменения в лицейских текстах. Хронотопу большого (внешнего) мира свойственна негативная оценка, в то время, как малый мир являет собой пространство поэтического братства. Если в стихотворениях 1820-х гг. граница между большим и малым миром была непроницаемой, то в 1830-ые гг. эта пространственная граница обнаруживает свою призрачность.
Едиными для лицейского гипертекста оказывается ряд семантических комплексов:
1. Важнейший для лицейских текстов семантический комплекс пира может быть представлен в качестве развернутого описания, частичного (редуцированного) изображения или упоминания. Данный комплекс несет в себе черты ритуала, способного не только изменять течение времени, но и преображать пространство.
2. Молитвенный комплекс или комплекс обещания. Специфика данного семантического комплекса восходит к одическому канону. Если ода завершалась молитвой о судьбе государства, то лицейские стихотворения содержат молитвы личного характера — о судьбе всех, объединенных датой 19 октября. Кроме того, именно в молитве возникает будущее время и обнаруживается тенденция к соединению большого и малого миров.
В 1810-е гг. ведущим жанром становится жанр дружеского послания. Находясь между поэтическим посвящением и эпистолой, данный жанр сочетает в себе черты оды, анакреонтической поэзии и элегии, тем самым объединяет такие литературные направления, как классицизм и романтизм.
В ходе анализа выявлена система временных и пространственных оппозиций, формирующая структуру лицейских стихотворений. Был сделан важный вывод о том, что в текстах реализуется сразу несколько разнонаправленных противопоставлений:
1. Хронологические противопоставления, выраженные антитезой времени реального (внешнего) и времени вечного (внутреннего). Реальное время, как правило, отражается буквально, т. е. в хронотоп послания вводится подлинная цифра, отмеряющая «минувшие годы». Время вечное (внутреннее) воплощает, с одной стороны, идею бессмертия, с другой — являет идею неизменного дружеского мира, неподвластного общим хронологическим законам, поскольку дружеские воспоминания способны обратить вспять течение времени.
2. Пространственные противопоставления выражены антитезой большого и малого мира. Данная оппозиция заимствована из жанра дружеского послания, но претерпевает изменения в лицейских текстах. Хронотопу большого (внешнего) мира свойственна негативная оценка, в то время, как малый мир являет собой пространство поэтического братства. Если в стихотворениях 1820-х гг. граница между большим и малым миром была непроницаемой, то в 1830-ые гг. эта пространственная граница обнаруживает свою призрачность.
Едиными для лицейского гипертекста оказывается ряд семантических комплексов:
1. Важнейший для лицейских текстов семантический комплекс пира может быть представлен в качестве развернутого описания, частичного (редуцированного) изображения или упоминания. Данный комплекс несет в себе черты ритуала, способного не только изменять течение времени, но и преображать пространство.
2. Молитвенный комплекс или комплекс обещания. Специфика данного семантического комплекса восходит к одическому канону. Если ода завершалась молитвой о судьбе государства, то лицейские стихотворения содержат молитвы личного характера — о судьбе всех, объединенных датой 19 октября. Кроме того, именно в молитве возникает будущее время и обнаруживается тенденция к соединению большого и малого миров.