XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Масонская символика в литературной основе оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта»

Татьяна Сергеевна Орлова
Докладчик
аспирант
ассистент Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются элементы масонской традиции в сопоставлении с идейными основаниями эпохи Просвещения, отразившиеся в либретто Э. Шиканедера (1751—1812, Schikaneder) к опере В. А. Моцарта (1756—1791, Mozart) «Волшебная флейта» («Die Zauberflöte», 1791). Доклад содержит анализ литературного материала «Волшебная флейта», позволяющий осмыслить роль масонства в художественном наследии XVIII в., а также составить более полное представление о знаменитой опере в контексте истории литературы.

Тезисы

Доклад посвящен сопоставительному анализу элементов масонских традиций и идейных оснований эпохи Просвещения на материале либретто «Волшебная флейта» («Die Zauberflöte», 1791) Э. Шиканедера (1751—1812, Schikaneder) к одноименной опере В. А. Моцарта (1756—1791, Mozart). Выбранный аспект рассмотрения позволяет осмыслить с историко-литературных позиций ключевые идеи XVIII в., в частности, идеалы масонского братства как культурного явления эпохи.
«Волшебная флейта» традиционно воспринимается как музыкальная сказка с ярко выраженной дихотомией добра и зла, вместе с тем эта опера обладает значительным философским потенциалом, созвучным эпохе Просвещения. Либреттист и композитор оперы, являясь масонами, исходили из идеалов равенства, братства, веры в облагораживающую роль разума. Проведенный анализ показал, что «Волшебная флейта» стала произведением, сочетающим философские просветительские идеи с более древними масонскими представлениями, о чем свидетельствуют множественные высказывания о правде, о равенстве людей, о дружбе, о любви как высшей духовной потребности, нашедшие место как в либретто, так и в музыке.