Масонская символика в литературной основе оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта»
Татьяна Сергеевна Орлова
Докладчик
аспирант
ассистент Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица
ассистент Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица
Ключевые слова, аннотация
В
докладе рассматриваются
элементы масонской традиции в сопоставлении
с идейными основаниями эпохи Просвещения,
отразившиеся в либретто
Э. Шиканедера (1751—1812, Schikaneder)
к опере В.
А. Моцарта (1756—1791, Mozart)
«Волшебная
флейта» («Die
Zauberflöte»,
1791).
Доклад
содержит анализ литературного материала
«Волшебная флейта», позволяющий осмыслить
роль масонства в художественном наследии
XVIII
в., а также составить более полное
представление о знаменитой опере в
контексте истории литературы.
Тезисы
Доклад
посвящен сопоставительному анализу
элементов масонских традиций
и идейных оснований эпохи Просвещения
на материале либретто «Волшебная флейта»
(«Die
Zauberflöte»,
1791) Э. Шиканедера
(1751—1812, Schikaneder)
к одноименной
опере
В. А. Моцарта (1756—1791, Mozart).
Выбранный аспект рассмотрения позволяет
осмыслить с
историко-литературных позиций ключевые
идеи XVIII
в.,
в частности, идеалы масонского братства
как культурного явления эпохи.
«Волшебная флейта» традиционно воспринимается как музыкальная сказка с ярко выраженной дихотомией добра и зла, вместе с тем эта опера обладает значительным философским потенциалом, созвучным эпохе Просвещения. Либреттист и композитор оперы, являясь масонами, исходили из идеалов равенства, братства, веры в облагораживающую роль разума. Проведенный анализ показал, что «Волшебная флейта» стала произведением, сочетающим философские просветительские идеи с более древними масонскими представлениями, о чем свидетельствуют множественные высказывания о правде, о равенстве людей, о дружбе, о любви как высшей духовной потребности, нашедшие место как в либретто, так и в музыке.
«Волшебная флейта» традиционно воспринимается как музыкальная сказка с ярко выраженной дихотомией добра и зла, вместе с тем эта опера обладает значительным философским потенциалом, созвучным эпохе Просвещения. Либреттист и композитор оперы, являясь масонами, исходили из идеалов равенства, братства, веры в облагораживающую роль разума. Проведенный анализ показал, что «Волшебная флейта» стала произведением, сочетающим философские просветительские идеи с более древними масонскими представлениями, о чем свидетельствуют множественные высказывания о правде, о равенстве людей, о дружбе, о любви как высшей духовной потребности, нашедшие место как в либретто, так и в музыке.