А. Платонов и М. Варгас Льоса: от «Чевенгура» к «Войне конца света»
Борис Вадимович Ковалев
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе сопоставляются романы М. Варгаса Льосы (1936, Vargas Llosa) «Война конца света» («La guerra del fin del mundo», 1981) и А. П. Платонова
«Чевенгур». Анализируются методы описания городов-утопий: Канудоса и Чевенгура,
особое внимание уделяется сравнительному анализу систем персонажей и
композиции. Мы приходим к выводу, что поэтика Платонова и Варгаса Льосы похожи,
в текстах наблюдаются общие формальные черты, обусловленные не только
спецификой жанра, но и индивидуальными авторскими приемами, что позволяет
говорить об общем генезисе текстов и связи двух литературных традиций.
Тезисы
М.
Варгас Льоса (1936, Vargas Llosa)
в романе «Война конца света» (1981) моделирует мир тоталитарной секты,
возникшей в течение «Войны в Канудусе» 1896—1897 гг. Методы описания секты,
возглавляемой Антонио Наставником, похожи на методы изображения города-утопии в
романе «Чевенгур» (1928, первая полная публикация: Лондон, 1978) А. П.
Платоновым (1899—1951). Примечательно,
что советский писатель также опирается на события, имевшие место в реальности:
Платонов использует опыт поволжской секты «общих» времен Гражданской
войны.
Сходства заметны прежде всего в области поэтики: время и у Платонова, и у Варгаса Льосы нелинейно, описание «города-секты» занимает лишь часть романа, причем предваряет его долгое путешествие героев. Особенно актуальна тема «конца времени»: сектанты в Канудосе ждут конца света, чевенгурцы считают, что социализм, «конец всего» наступит через год: «Он есть конец истории, конец времени, время же идет только в природе, а в человеке стоит тоска».
На уровне системы персонажей также наблюдаются параллели: Галилео Галь, в котором, по Б. К. Прадо (1963, Prado), жив дух крестоносцев и самого Дон Кихота, соответствует Копенкину — «рыцарю Революции», у которого есть своя Дульсинея — Роза Люксембург. Жоан Апостол, герой с бандитским прошлым, второй человек в Канудосе, схож с Прошкой Двановым: хитрым и злобным ранее, но переродившимся в Чевенгуре. В романах есть ряд героев, меняющих имена, что означает для них начало новой, измененной революцией жизни: Жоан Апостол в «Войне конца света» и Федор Достоевский в «Чевенгуре».
Похож ландшафт: действие обоих романов разворачивается в степи. Наконец, города гибнут в результате внешнего нападения: Канудос уничтожают республиканские войска, Чевенгур — отряд казаков.
Роман «Война конца света» принадлежит к скептическому, антиреалистическому периоду творчества Варгаса Льосы. Автор показывает, как текст подменяет реальность, и приходит к выводу, что реальность секты — это реальность текстов, прочитанных лидерами секты. Принципиальными текстами для моделирования их мировидения становятся Евангелие и средневековая история о Роберте Дьяволе. Платонов же скорее сочувствует попытке построить коммунизм в Чевенгуре, фундаментальными для него оказываются тексты Н. Федорова и К. Маркса.
Итак, Варгас Льоса и Платонов описывают одно явление, причем сходство описания реальностей латиноамериканской и поволжской сект позволяет ставить вопрос о принципиальном сходстве поэтики этих авторов, что актуально для исследований, направленных на выявление инварианта латиноамериканского романа, а также направленных на изучение параллелей между европейскими и латиноамериканскими текстами ХХ в.
Сходства заметны прежде всего в области поэтики: время и у Платонова, и у Варгаса Льосы нелинейно, описание «города-секты» занимает лишь часть романа, причем предваряет его долгое путешествие героев. Особенно актуальна тема «конца времени»: сектанты в Канудосе ждут конца света, чевенгурцы считают, что социализм, «конец всего» наступит через год: «Он есть конец истории, конец времени, время же идет только в природе, а в человеке стоит тоска».
На уровне системы персонажей также наблюдаются параллели: Галилео Галь, в котором, по Б. К. Прадо (1963, Prado), жив дух крестоносцев и самого Дон Кихота, соответствует Копенкину — «рыцарю Революции», у которого есть своя Дульсинея — Роза Люксембург. Жоан Апостол, герой с бандитским прошлым, второй человек в Канудосе, схож с Прошкой Двановым: хитрым и злобным ранее, но переродившимся в Чевенгуре. В романах есть ряд героев, меняющих имена, что означает для них начало новой, измененной революцией жизни: Жоан Апостол в «Войне конца света» и Федор Достоевский в «Чевенгуре».
Похож ландшафт: действие обоих романов разворачивается в степи. Наконец, города гибнут в результате внешнего нападения: Канудос уничтожают республиканские войска, Чевенгур — отряд казаков.
Роман «Война конца света» принадлежит к скептическому, антиреалистическому периоду творчества Варгаса Льосы. Автор показывает, как текст подменяет реальность, и приходит к выводу, что реальность секты — это реальность текстов, прочитанных лидерами секты. Принципиальными текстами для моделирования их мировидения становятся Евангелие и средневековая история о Роберте Дьяволе. Платонов же скорее сочувствует попытке построить коммунизм в Чевенгуре, фундаментальными для него оказываются тексты Н. Федорова и К. Маркса.
Итак, Варгас Льоса и Платонов описывают одно явление, причем сходство описания реальностей латиноамериканской и поволжской сект позволяет ставить вопрос о принципиальном сходстве поэтики этих авторов, что актуально для исследований, направленных на выявление инварианта латиноамериканского романа, а также направленных на изучение параллелей между европейскими и латиноамериканскими текстами ХХ в.