XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Жанровая специфика романа Донны Тартт «Тайная история»

Алена Владимировна Фролова
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)

Ключевые слова, аннотация

В докладе исследуются некоторые аспекты поэтики романа Д. Тартт (1963, Tartt) «Тайная история» (1992) с точки зрения сформировавшегося в литературоведении в середине XX в. жанрового канона университетской прозы: композиция, хронотоп, система персонажей, образ рассказчика. Уделяется внимание взаимосвязи элементов университетского романа с элементами детективного, психологического и романа воспитания. Анализ произведения в контексте жанровой трансформации XX—XXI вв. помогает выявить индивидуально-авторское видение жанра современного романа, осмыслить своеобразие поэтики писательницы.

Тезисы

«Тайная история» («The Secret History», 1992) является дебютным романом современной американской писательницы Донны Тартт (1963, Tartt). Она начала работу над ним в 1983 г. во время учебы на втором курсе Беннингтонского колледжа, который послужил прообразом для Хэмпден-колледжа, основного места действия «Тайной истории», и продолжала работу в течение восьми лет. Произведение обнаруживает множество жанровых модификаций. В первую очередь критики относят его к жанрам университетского и детективного романов.
В работе анализируются некоторые аспекты поэтики произведения согласно жанровому канону университетского романа: особенности композиции и хронотопа, система персонажей и образ рассказчика. Университетский роман как отдельный жанр складывается в середине XX в. преимущественно в англо-американской литературе. Британский писатель Дэвид Лодж (1935, Lodge), один из первых теоретиков университетской прозы, дает ему определение «campus novel», т. е. произведение, основным местом действия которого является университет, а персонажами — преподаватели, студенты, или любые другие герои, так или иначе связанные с университетской жизнью. Д. Тартт обращается к традиционным для университетского романа сюжетным ходам (замкнутость хронотопа, академическое время, определенная иерархия в отношениях героев и т. д.), однако переосмысляет их, чему способствуют элементы детективного романа и романа воспитания. Это и более острое раскрытие классовых, расовых и половых конфликтов, и своеобразная игра с детективной интригой. Особая роль изображения главного героя как личности в процессе становления позволяет говорить об исповедальных чертах произведения и о психологизме прозы Д. Тартт. Анализ хронотопа во взаимодействии с аналитической композицией, в основе которой лежит прием возвращения к прошлому, помогает определить культурно-ценностную ориентацию героев, и впоследствии раскрыть масштаб жизненной драмы рассказчика.
Можно сделать вывод об отходе писательницы от устоявшихся жанровых канонов. Прежние романные схемы в отношении ее творчества не работают. Романные линии не завершаются традиционно, а складываются в многоаспектный полифонический роман, который развивает собственные жанровые схемы, следуя разным литературным традициям и канонам литературных течений XX — XXI вв.