XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

И. Венезис и Л.-Ф. Селин: от катастрофической поэтики к критике тоталитарных проектов

Борис Сергеевич Куккоев
Докладчик
магистрант 2 курса
Кубанский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В статье рассматриваются проблемы катастрофической поэтики романов И. Венезиса («Номер 31328») и Л.-Ф. Селина («Путешествие на край ночи», «Из замка в замок»). Анализируются сходства и различия творческих и идейных принципов писателей, проводится сопоставление особенностей их эстетики — от экспрессивной поэтики жестокости до применения юмора и разговорной речи. Также раскрывается специфика критического отношения Венезиса и Селина к тоталитарным проектам ХХ в., показывается неоднозначность общественных позиций авторов — от оценки политического ресентимента до видения национальной проблематики.

Тезисы

Классик греческой литературы И. Венезис и реформатор французской прозы Л.-Ф. Селин — писатели, запечатлевшие в своих текстах своеобразие катастрофической эпохи ХХ в. Их творчество объединяют как черты поэтики (смелость выразительных средств, эстетика жестокости, описание пограничных состояний сознания, апокалиптика), так и особенности общественной позиции (критика реваншизма и государственного насилия, показ истории с точки зрения побежденных, антитоталитарный пафос). Вместе с тем, их катастрофическая поэтика выражена кардинально различными идейными векторами — если прозу Венезиса привычно рассматривают в русле гуманизма (Κ. Ζαχαροπούλου), то к идеям Селина часто применяют широкий диапазон оценок, варьирующихся от мизантропии до «гуманизма наоборот» (E. Ostrovsky). Наиболее ярко сходства и различия поэтики писателей видны при сравнении таких текстов как «Номер 31328» Венезиса и «Путешествие на край ночи» и «Из замка в замок» Селина.
Мы рассматриваем два аспекта творчества писателей — особенности их катастрофической поэтики и критику тоталитарных проектов. Первый пункт — сопоставление эстетики Венезиса и Селина. Мы касаемся таких тем, как описание смерти и пограничных состояний сознания, концепции человека, а также специфики юмора и применения разговорного языка. Совокупность данных черт составляет общую для писателей катастрофическую поэтику жестокости. Вторым пунктом сравнения является борьба с тоталитарными проектами. Венезис показывает зарождение кемализма, рассматривая его как государственную репрессивную машину, показанную с точки зрения невинной жертвы. Иной ракурс изображения тоталитарного строя мы видим у Селина. Элементы критики тоталитаризма появляются еще в дебютном произведении Селина — пьесе «Церковь», затем присутствуют во многих эпизодах «Путешествия на край ночи». В «Смерти в кредит» присутствует эпизод краха пансиона «Новая раса», символизирующий бесперспективность тоталитарного оптимизма. Впоследствии писатель расширяет масштабы своей критики — вершиной антитоталитарных тенденций Селина становится роман «Из замка в замок», где писатель разоблачает ряд оптимистических тоталитарных проектов — от нацизма до Американской мечты. В критике тоталитаризма Селин обращается к целому ряду приемов — от гротеска и сатиры до литературных реминисценций (так, J.-L. Cornille в названии романа «Из замка в замок» видит отсылку к произведению Ф. Кафки «Замок»).
Мы приходим к выводу, что Венезис и Селин создали во многом сходные картины катастрофы ХХ в., но их эстетика, при всем сходстве изобразительных средств, кардиально различается. По сравнению с Венезисом, Селин является большим новатором, он идет дальше своего предшественника, порывая с традициями реализма. Но это различие не отменяет общего в позиции писателей — неприятия реваншизма и насилия.