XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Элегическое слово в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Вероника Дмитриевна Павлова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Многие критики и литературоведы отмечали разнородную структуру комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». На лирическое начало в пьесе указал А. С. Кушнер, определив как стихотворения некоторые реплики персонажей. Монологи Чацкого С. А. Фомичев назвал законченной элегией. В докладе рассматривается функционирование в комедии элегического слова в сферах Молчалина, Чацкого и Софьи.

Тезисы

Драматическое слово проявляет тему, конструкцию и экспрессию текста, является мотивированным сценической ситуацией, характеризует говорящее лицо (С. Д. Балухатый). Анализируя комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума», А. С. Кушнер, В. М. Маркович, С. А. Фомичев, Б. А. Кичикова указывали на лирическое начало в пьесе, а некоторые реплики героев (Чацкого: «Ну вот и день прошел…» и Софьи: «И свет и грусть. Как быстры ночи!») назвали законченными элегиями или лирическими стихотворениями. Литературоведы отмечали, что в ткань драматического текста проникает лирическое (у́же — элегическое) слово, усложняя структуру комедии, модифицируя привычные читателю элементы пьесы.
Доклад рассматривает выявление и функционирование элегического слова в грибоедовской комедии. Возможность такого слова в речи Молчалина, Софьи и Чацкого мотивирована аналогичными сценическими ситуациями (воспоминания, признание в любви, апелляция к чувствам и ответным реакциям собеседника). Однако элегическое слово обнаруживает разные варианты включения в действие комедии и функционирования в ней: 1) отказ от данного слова в речи Молчалина; 2) классическое слово элегического дискурса (ставшее уже шаблонным к 1820-м гг.) в репликах Софьи в Музейном автографе и отказ Грибоедовым от такового в Булгаринском списке; 3) высокое элегическое слово в монологах Чацкого.
Обозначенные вариации, взаимодействие поэтического стиля и драматической ситуации, модификация классических элементов драматического жанра позволяют проследить стилистическую гетерогенность комедии Грибоедова.