Традиции литературы XIX — начала ХХ вв. в творчестве «поэтов из народа»
Анастасия Олеговна Черановская
Докладчик
магистрант 1 курса
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Ключевые слова, аннотация
В статье реконструируется круг чтения «поэта из народа» конца ХIХ—начала ХХ вв., определяется значение текстов «литературы первого
ряда» для суриковцев. В исследовании представлен характер влияния «большой
литературы» на творчество «поэтов из народа», единичные и системные случаи
обращения к опыту профессиональной литературы. Описываются и интерпретируются
механизмы восприятия литературных традиций и течений, в частности романтизма и
народной поэзии.
Тезисы
«Писатели
из народа» — объединение писателей-самоучек, бывших крестьян,
существовавшее в 1870-х—1910-х гг. При помещении в контекст городской
культуры поэзия самоучек, продолжая базироваться на фольклорном фундаменте,
постепенно вбирала в себя черты книжной культуры. Опыт обращения «поэтов из
народа» к «большой литературе» стал предметом рассмотрения в докладе.
Актуальность исследования обусловлена возрождающимся интересом к пограничным явлениям литературного процесса, разнообразием подходов к изучению творчества «писателей из народа». В основу анализа положен подход В. А. Поздеева к творчеству самоучек как к «третьей культуре»: он позволяет установить корреляцию поэзии суриковцев с фольклором и текстами «большой литературы».
Обращение суриковцев к «большой литературе» констатируют жизнеописательные тексты. В них формируется ряд авторов литературы «первого ряда» наиболее интересных для самоучек: А. С Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. В. Кольцов, Н. А. Некрасов и др. В апелляции к этим авторам наблюдается временная дистанцированность, которая объясняется социологами литературы недоступностью современных самоучкам книг.
Этой дистанцированностью отчасти объясняется ориентация «поэтов из народа» на метод романтизма. Кроме того, основополагающая для романтизма концепция двоемирия накладывается на важную для самоучек оппозицию города и деревни, вместе с ней конструируется образ героя, находящегося вне желаемой действительности.
Более явное влияние «большой литературы» наблюдается в текстах, не просто воплощающих отдельные принципы метода в образах, свойственных народной культуре, но и воспроизводящих сюжет, соответствующую ему образную систему конкретных поэтических текстов. В отдельных случаях произведения, копирующие стихотворения профессиональных авторов, заполняют лакуны, возникающие в результате изъятия из системы фольклорных жанров шуточных песен при ориентации на нее. Так, напр., распределительные взаимоотношения складываются в любовной лирике: стихотворения, посвященные семейной жизни, ориентированы на фольклорную традицию, а стихотворения о предсвадебном периоде, как правило, ориентированы на литературные тексты.
Нельзя не отметить сходство художественного высказывания «поэтов из народа» и творчества Некрасова. Главной задачей для них было обратить внимание на судьбу народа, однако методы воплощения этого образа у самоучек и Некрасова разнятся. Так, «поэты из народа» брали за основу фольклорные сюжеты и образы, а затем извлекали содержащиеся в них имплицитно сюжеты, демонстрирующие социальные проблемы, приближая текст к литературной форме. Некрасов же отталкивался от текста городской культуры, заимствуя отдельные маркеры фольклора для создания стилизованного текста. В то же время традиция некрасовской школы усиливается в творчестве последователей Сурикова.
Актуальность исследования обусловлена возрождающимся интересом к пограничным явлениям литературного процесса, разнообразием подходов к изучению творчества «писателей из народа». В основу анализа положен подход В. А. Поздеева к творчеству самоучек как к «третьей культуре»: он позволяет установить корреляцию поэзии суриковцев с фольклором и текстами «большой литературы».
Обращение суриковцев к «большой литературе» констатируют жизнеописательные тексты. В них формируется ряд авторов литературы «первого ряда» наиболее интересных для самоучек: А. С Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. В. Кольцов, Н. А. Некрасов и др. В апелляции к этим авторам наблюдается временная дистанцированность, которая объясняется социологами литературы недоступностью современных самоучкам книг.
Этой дистанцированностью отчасти объясняется ориентация «поэтов из народа» на метод романтизма. Кроме того, основополагающая для романтизма концепция двоемирия накладывается на важную для самоучек оппозицию города и деревни, вместе с ней конструируется образ героя, находящегося вне желаемой действительности.
Более явное влияние «большой литературы» наблюдается в текстах, не просто воплощающих отдельные принципы метода в образах, свойственных народной культуре, но и воспроизводящих сюжет, соответствующую ему образную систему конкретных поэтических текстов. В отдельных случаях произведения, копирующие стихотворения профессиональных авторов, заполняют лакуны, возникающие в результате изъятия из системы фольклорных жанров шуточных песен при ориентации на нее. Так, напр., распределительные взаимоотношения складываются в любовной лирике: стихотворения, посвященные семейной жизни, ориентированы на фольклорную традицию, а стихотворения о предсвадебном периоде, как правило, ориентированы на литературные тексты.
Нельзя не отметить сходство художественного высказывания «поэтов из народа» и творчества Некрасова. Главной задачей для них было обратить внимание на судьбу народа, однако методы воплощения этого образа у самоучек и Некрасова разнятся. Так, «поэты из народа» брали за основу фольклорные сюжеты и образы, а затем извлекали содержащиеся в них имплицитно сюжеты, демонстрирующие социальные проблемы, приближая текст к литературной форме. Некрасов же отталкивался от текста городской культуры, заимствуя отдельные маркеры фольклора для создания стилизованного текста. В то же время традиция некрасовской школы усиливается в творчестве последователей Сурикова.