Феминоцентризм в романах Мюриэл Спарк
Ольга Игоревна Титоренко
Докладчик
студент 4 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящён рассмотрению женских
образов в романах Мюриэл Спарк «Мисс Джин Броди в расцвете лет» и «Аббатиса
Круская» в контексте феминистской критики. Главные героини исследуемых романов
представлены Мюриэл Спарк в роли властных Творцов романного мира и
противопоставлены патриархальным канонам представления женщины. На основании
проведённого исследования автор делает вывод о том, что традиционный маскулинный
теоцентризм трансформируется в романах писательницы в феминоцентризм.
Тезисы
Доклад посвящён особенностям создания
женских образов в романах «Мисс Джин Броди в расцвете лет» и «Аббатиса Круская»
шотландской писательницы Мюриэл Спарк. Основу методологии исследования
составляет феминистская критика (Адриенна Рич, Элен Моерс, Сандра Гилберт,
Сьюзан Губар, Симона де Бовуар, Элейн Шоуолтер), так как, на наш взгляд, её
основные положения получили яркое воплощение в образах главных героинь в
романах писательницы.
В романе «Мисс Джин Броди в расцвете лет» героиня мисс Броди противопоставлена патриархальным канонам, так как не стремится к замужеству и своё предназначение видит не в семье, а в служении выбранному делу (воспитание девочек школы). Мисс Броди стремится влиять на судьбы своих подопечных, присваивая себе роль Бога. «Клан Броди» сравнивается с Христом и церковью, а Сэнди, предавшая Мисс Броди, с Иудой, предавшим Иисуса. В лицах на портретах всех девочек из «клана Броди» проступают черты лица их учительницы, то есть они созданы по её «образу и подобию». В то же время некоторые исследователи (Джуди Спрокстон, Норман Пейдж) приписывают героине дьявольское начало: привлекающая своим независимым мышлением и неординарным преподаванием, она выступает в роли искусителя неопытных душ.
В романе «Аббатиса Круская» аббатиса Александра — утрированный образ Джин Броди. Она утверждает свой божественный статус возведением себя в «миф». Главная героиня романа провозглашает, что стала «произведением искусства», став «Аббатисой Круской». Как и Мисс Броди, Александра имеет и обратную сторону: она противопоставлена христианству в своём презрении к окружающим и отсутствии сочувствия. Сближает героинь рассматриваемых романов и интерес к философии кальвинизма и идеологии фашизма, неразрывно связанных в контексте романов. Так, например, Мисс Броди, открыто восхищающаяся Муссолини, описывается как кальвинистская в своем убеждении в собственной правоте и превосходстве над другими и прирожденная фашистка в своем желании доминировать и формировать жизнь других. Аббатиса Круская же освобождает себя от любых моральных норм и считает себя исключением из всех правил. При традиционных гендерных ролях божественное начало было бы вполне соотносимо с мужчиной. Но Мюриэл Спарк отрицает теоцентрическую маскулинность и выстраивает феминоцентрический мир в своих романах. Джин Броди и Александра — типичные героини Мюриэл Спарк, сильные и волевые. Противопоставленные патриархальным канонам, они не просто выступают главными героинями произведения, но главенствуют над его миром и даже создают его.
В романе «Мисс Джин Броди в расцвете лет» героиня мисс Броди противопоставлена патриархальным канонам, так как не стремится к замужеству и своё предназначение видит не в семье, а в служении выбранному делу (воспитание девочек школы). Мисс Броди стремится влиять на судьбы своих подопечных, присваивая себе роль Бога. «Клан Броди» сравнивается с Христом и церковью, а Сэнди, предавшая Мисс Броди, с Иудой, предавшим Иисуса. В лицах на портретах всех девочек из «клана Броди» проступают черты лица их учительницы, то есть они созданы по её «образу и подобию». В то же время некоторые исследователи (Джуди Спрокстон, Норман Пейдж) приписывают героине дьявольское начало: привлекающая своим независимым мышлением и неординарным преподаванием, она выступает в роли искусителя неопытных душ.
В романе «Аббатиса Круская» аббатиса Александра — утрированный образ Джин Броди. Она утверждает свой божественный статус возведением себя в «миф». Главная героиня романа провозглашает, что стала «произведением искусства», став «Аббатисой Круской». Как и Мисс Броди, Александра имеет и обратную сторону: она противопоставлена христианству в своём презрении к окружающим и отсутствии сочувствия. Сближает героинь рассматриваемых романов и интерес к философии кальвинизма и идеологии фашизма, неразрывно связанных в контексте романов. Так, например, Мисс Броди, открыто восхищающаяся Муссолини, описывается как кальвинистская в своем убеждении в собственной правоте и превосходстве над другими и прирожденная фашистка в своем желании доминировать и формировать жизнь других. Аббатиса Круская же освобождает себя от любых моральных норм и считает себя исключением из всех правил. При традиционных гендерных ролях божественное начало было бы вполне соотносимо с мужчиной. Но Мюриэл Спарк отрицает теоцентрическую маскулинность и выстраивает феминоцентрический мир в своих романах. Джин Броди и Александра — типичные героини Мюриэл Спарк, сильные и волевые. Противопоставленные патриархальным канонам, они не просто выступают главными героинями произведения, но главенствуют над его миром и даже создают его.