Образ научного предмета «грамматика» и субъекта исследования в трудах русских лингвистов XIX — начала XX в.
Екатерина Вадимовна Петрова
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский государственный областной университет
Московский государственный областной университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе методами
структурной лингвопоэтики устанавливается прагматика и метафорическое поле
термина «грамматика» в работах Н. И.
Греча, Н. П. Некрасова, В. В. Виноградова. Конструируется образ научного предмета «грамматика» в лингвистическом
дискурсе, исследуется его связь с идиостилем обозначенных авторов.
Тезисы
Поле фоновых значений термина «грамматика» в научном узусе
представлено стертыми и реализованными метафорами, которые систематизируются и
стратифицируются, становясь предметом научных исследований. Стертая метафора
реализуется в научном идиостиле не только в виде устойчивых сочетаний-штампов,
но и в серии развернутых образов. Постепенное расширение метафорического поля
«грамматика» происходит с каждым витком развития филологической науки и научной
стилистики. В трудах Н. И. Греча (1787—1867) обнаруживается сравнительно малое количество
образных парадигм термина «грамматика». Выделяется пять групп метафор (сначала перечислены частотные): грамматика — динамика,
действие, грамматика — живое, грамматика — структура, грамматика — контуры
грамматики, грамматика — органические процессы. Метафорическая концептуализация грамматики в работах Н. П.
Некрасова (1828—1914) насчитывает восемь групп: грамматика — живое,
грамматика — динамика, действие, грамматика — сосуд, грамматика — рост, почва и др. Метаязык В. В. Виноградова (1895—1969) содержит двенадцать
групп концептуальных метафор: грамматика — живое,
грамматика — динамика, действие, грамматика — территория, грамматика — рост,
эволюция организма, грамматика — артефакт, техника, механизм и др. В лингвистическом дискурсе исследуемых авторов
базовыми, наиболее частотными метафорами являются грамматика — живое, грамматика — динамика, действие. Первая группа включает стертые метафоры, в
основе которых лежит метонимический перенос (напр.: Мы не только не видим неправильностей и исключений там,
где видит их наша грамматика… — Некрасов Н. В. О значении форм русского глагола.
СПб., 1865. С. 268) и развернутые псевдообразные конструкции (напр.: Правила, ... без которых
Грамматика наша долго не вышла бы из колыбели — Греч Н. И.
Пространная русская грамматика. СПб., 1830. С. 225). При этом языковые единицы, разделы или категории
грамматики в тропеическом мышлении Некрасова и Виноградова формируют концепт язык в образах растительного мира, в традициях младограмматиков. Для когнитивных метафор сравниваемых авторов
характерна образная парадигма «грамматика — живое — человек», состоящая из множества подгрупп со значением
волеизъявления/неволи, речи, эмоции, перцепции, творчества. Группа концептуальных метафор «грамматика — динамика, действие» в трудах
Греча, Некрасова, Виноградова представлена в основном стертыми структурными
(частотно) и пространственными метафорами, способными разворачиваться в
образные единицы идиостиля. Исследование метафоризации научного предмета «грамматика» в лингвистическом дискурсе ученых, чьи работы относятся к различным
периодам развития языкознания, позволяет установить когнитивные механизмы
обогащения образа, частичное совпадение и развитие лингвистических концепций.