XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Образ научного предмета «грамматика» и субъекта исследования в трудах русских лингвистов XIX — начала XX в.

Екатерина Вадимовна Петрова
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский государственный областной университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе методами структурной лингвопоэтики устанавливается прагматика и метафорическое поле термина «грамматика» в работах Н. И. Греча, Н. П. Некрасова, В. В. Виноградова. Конструируется образ научного предмета «грамматика» в лингвистическом дискурсе, исследуется его связь с идиостилем обозначенных авторов.

Тезисы

Поле фоновых значений термина «грамматика» в научном узусе представлено стертыми и реализованными метафорами, которые систематизируются и стратифицируются, становясь предметом научных исследований. Стертая метафора реализуется в научном идиостиле не только в виде устойчивых сочетаний-штампов, но и в серии развернутых образов. Постепенное расширение метафорического поля «грамматика» происходит с каждым витком развития филологической науки и научной стилистики. В трудах Н. И. Греча (1787—1867) обнаруживается сравнительно малое количество образных парадигм термина «грамматика». Выделяется пять групп метафор (сначала перечислены частотные): грамматика — динамика, действие, грамматика — живое, грамматика — структура, грамматика — контуры грамматики, грамматика — органические процессы. Метафорическая концептуализация грамматики в работах Н. П. Некрасова (1828—1914) насчитывает восемь групп: грамматика — живое, грамматика — динамика, действие, грамматика — сосуд, грамматика — рост, почва и др. Метаязык В. В. Виноградова (1895—1969) содержит двенадцать групп концептуальных метафор: грамматика — живое, грамматика — динамика, действие, грамматика — территория, грамматика — рост, эволюция организма, грамматика — артефакт, техника, механизм и др. В лингвистическом дискурсе исследуемых авторов базовыми, наиболее частотными метафорами являются грамматика — живое, грамматика — динамика, действие. Первая группа включает стертые метафоры, в основе которых лежит метонимический перенос (напр.: Мы не только не видим неправильностей и исключений там, где видит их наша грамматика…  — Некрасов Н. В. О значении форм русского глагола. СПб., 1865. С. 268) и развернутые псевдообразные конструкции (напр.: Правила, ... без которых Грамматика наша долго не вышла бы из колыбели — Греч Н. И. Пространная русская грамматика. СПб., 1830. С. 225). При этом языковые единицы, разделы или категории грамматики в тропеическом мышлении Некрасова и Виноградова формируют концепт язык в образах растительного мира, в традициях младограмматиков. Для когнитивных метафор сравниваемых авторов характерна образная парадигма «грамматика — живое — человек», состоящая из множества подгрупп со значением волеизъявления/неволи, речи, эмоции, перцепции, творчества. Группа концептуальных метафор «грамматика — динамика, действие» в трудах Греча, Некрасова, Виноградова представлена в основном стертыми структурными (частотно) и пространственными метафорами, способными разворачиваться в образные единицы идиостиля. Исследование метафоризации научного предмета «грамматика» в лингвистическом дискурсе ученых, чьи работы относятся к различным периодам развития языкознания, позволяет установить когнитивные механизмы обогащения образа, частичное совпадение и развитие лингвистических концепций.