Работа над описательными предикатами с глаголами «делать/сделать» на разных этапах обучения РКИ
Татьяна Игоревна Кузина
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящён особенностям работы над описательными предикатами (ОП) с
глаголами делать/сделать в рамках курсов по РКИ для учащихся разных
этапов обучения. Обосновывается возможность начала работы над ОП уже на базовом
уровне. Приводится перечень ОП, составленный с опорой на лексический минимум
этого уровня, и система упражнений и заданий. Перечислены морфологические,
синтаксические и семантические закономерности функционирования ОП, важные для
каждого этапа обучения. Приведены некоторые контекстуальные параметры выбора
формы предиката и глагола-экспликатора из ряда синонимичных.
Тезисы
Описательные
предикаты (ОП) являются одним из механизмов, формирующих трансформационную
парадигму предложения, а значит расширяющих коммуникативные возможности
говорящего. Существуют важные особенности, характерные для работы над ними на
разных этапах обучения РКИ.
Традиционно
работа над ОП ведётся, начиная с уровня ТРКИ-2 (Государственный образовательный
стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение.
1999. С.19).
Однако в связи с широкой сочетаемостью глаголов делать/сделать и с тем, что отглагольные существительные вводятся на базовом уровне, представляется разумным и эффективным начинать обучение закономерностям формирования и употребления ОП в курсе для учащихся этого уровня. Для них наиболее актуальны бытовая, социокультурная и учебная сферы, что обусловливает выбор ситуаций общения, представленных в системе упражнений и заданий (СУЗ). Отбор лексических единиц произведён с опорой на лексический минимум (Лексический минимум по русскому языку как иностранному. 2015). В СУЗ представлены следующие ОП: делать/сделать объявление, делать/сделать открытие, делать/сделать работу, делать/сделать переход, делать/сделать перевод, делать/сделать подарок, делать/сделать фотографии.
В рамках работы над ОП на базовом уровне необходимо: 1) продемонстрировать учащимся синонимию с учётом видовой соотнесённости: ОП с глаголом делать — глагол НСВ и ОП с глаголом сделать — глагол СВ; 2) сообщить о возможности распространения ОП определением (сделать хороший подарок) или дополнением (сделать подарок маме); 3) указать на изменение глагольного управления при замене однословного глагола на ОП; 4) показать случаи, когда введение ОП позволяет не заполнять объектную валентность (Друг сделал мне подарок на день рождения). Иностранцы активно пользуются приёмом замены глаголами делать/сделать других экспликаторов. Чтобы предотвратить перенос этого явления в сферу профессиональной коммуникации, особенно начиная с уровня ТРКИ-2, когда ведётся активная работа над языком специальности, необходимо уделять особое внимание работе над сочетаемостью. Важно обращать внимание учащихся на ОП, специфичные для определённой области знаний, в т. ч. на устойчивые терминологические сочетания (напр., делать работу в физике). На продвинутом этапе обучения актуальной становится работа над учётом контекстуальных параметров при выборе формы предиката (однословный предикат или ОП) и глагола-экспликатора из ряда синонимичных (делать ошибку — совершать ошибку). Важно обратить внимание учащихся на лексико-семантический вариант существительного, стилистическую принадлежность текста и ситуацию общения. Осознанная работа преподавателя над ОП на разных этапах обучения позволит учащимся успешно реализовать коммуникативные интенции в разных сферах и ситуациях общения.
Однако в связи с широкой сочетаемостью глаголов делать/сделать и с тем, что отглагольные существительные вводятся на базовом уровне, представляется разумным и эффективным начинать обучение закономерностям формирования и употребления ОП в курсе для учащихся этого уровня. Для них наиболее актуальны бытовая, социокультурная и учебная сферы, что обусловливает выбор ситуаций общения, представленных в системе упражнений и заданий (СУЗ). Отбор лексических единиц произведён с опорой на лексический минимум (Лексический минимум по русскому языку как иностранному. 2015). В СУЗ представлены следующие ОП: делать/сделать объявление, делать/сделать открытие, делать/сделать работу, делать/сделать переход, делать/сделать перевод, делать/сделать подарок, делать/сделать фотографии.
В рамках работы над ОП на базовом уровне необходимо: 1) продемонстрировать учащимся синонимию с учётом видовой соотнесённости: ОП с глаголом делать — глагол НСВ и ОП с глаголом сделать — глагол СВ; 2) сообщить о возможности распространения ОП определением (сделать хороший подарок) или дополнением (сделать подарок маме); 3) указать на изменение глагольного управления при замене однословного глагола на ОП; 4) показать случаи, когда введение ОП позволяет не заполнять объектную валентность (Друг сделал мне подарок на день рождения). Иностранцы активно пользуются приёмом замены глаголами делать/сделать других экспликаторов. Чтобы предотвратить перенос этого явления в сферу профессиональной коммуникации, особенно начиная с уровня ТРКИ-2, когда ведётся активная работа над языком специальности, необходимо уделять особое внимание работе над сочетаемостью. Важно обращать внимание учащихся на ОП, специфичные для определённой области знаний, в т. ч. на устойчивые терминологические сочетания (напр., делать работу в физике). На продвинутом этапе обучения актуальной становится работа над учётом контекстуальных параметров при выборе формы предиката (однословный предикат или ОП) и глагола-экспликатора из ряда синонимичных (делать ошибку — совершать ошибку). Важно обратить внимание учащихся на лексико-семантический вариант существительного, стилистическую принадлежность текста и ситуацию общения. Осознанная работа преподавателя над ОП на разных этапах обучения позволит учащимся успешно реализовать коммуникативные интенции в разных сферах и ситуациях общения.