Время и движение в мерцающем и стробоскопическом кино
Евгений Селезнев
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Работа посвящена проблематике мерцающего кинематографа — явления, сформировавшегося в 60-е гг. в Америке. В конкретном исследовании автором предлагается пересмотреть границы явления и разделить мерцающее кино на две категории: «мерцающее кино» и «стробоскопическое кино». Изучение каждой из категорий приводит к более детальному рассмотрению нарративных конструкций в кинематографе вообще и двух основных кинематографических медиумов — движения и времени.
Тезисы
Спустя почти шесть десятилетий проблематика мерцающего кино остается актуальной. Во первых — академическая литература до сих пор не дала мерцающим фильмам четкого определения, позволяя им находится сразу в нескольких дискурсах: например, мерцающего и структурного кино. Во вторых — сами границы термина размыты. Маркером «мерцающий» помечаются фильмы, отличные по форме и концептуальному наполнению.
Цель работы заключена в разделении феномена мерцающего кино на две части: «мерцающее» и «стробоскопическое». Работа с каждой из групп позволяет автору глубже изучить два основных кинематографических медиума — движение и время. Фундаментом для работы являются философские концепции Эдмунда Гуссерля, а также эссе режиссёров, теоретизирующих свои эксперименты в области мерцания. Дополнительным материалом выступают научные статьи, посвященные творчеству Пола Шарица, Петера Кубелки и Тони Конрада.
По итогам разделения мерцающего и стробоскопического кино автор приходит к следующим выводам: 1) хронометраж кадра и его выражение во времени через проекцию на экране могут отличаться друг от друга; 2) flicker-эффект способен вызвать искажения в восприятии времени произведения; 3) фрагментарность кинематографического повествования неразрывно связана со зрительским опытом восприятия времени-движения; 4) в фильмах существуют кадры-доминанты, которые связываются зрителем в мнимый нарратив.
В процессе работы автором был разработан набор теоретических инструментов для анализа конкретных произведений, вроде фильмов Гаспара Ноэ, Терренса Малика и Дэвида Линча. В заключение автором утверждается, что мерцающее и стробоскопическое кино находятся в разных исследовательских плоскостях. Мерцающее кино позволяет говорить о кинематографическом движении и физическом восприятии экранных произведений, а стробоскопическое о субъективном восприятии времени и движения. Работа с мерцающим кинематографом характеризуется аналитической операцией, направленной во вне — изучением технических особенностей картины, структуры плёнки, расположении прожектора и т. д. Стробоскопическое кино требует аналитики, направленной исключительно на зрительское восприятие и опыт субъекта.
Цель работы заключена в разделении феномена мерцающего кино на две части: «мерцающее» и «стробоскопическое». Работа с каждой из групп позволяет автору глубже изучить два основных кинематографических медиума — движение и время. Фундаментом для работы являются философские концепции Эдмунда Гуссерля, а также эссе режиссёров, теоретизирующих свои эксперименты в области мерцания. Дополнительным материалом выступают научные статьи, посвященные творчеству Пола Шарица, Петера Кубелки и Тони Конрада.
По итогам разделения мерцающего и стробоскопического кино автор приходит к следующим выводам: 1) хронометраж кадра и его выражение во времени через проекцию на экране могут отличаться друг от друга; 2) flicker-эффект способен вызвать искажения в восприятии времени произведения; 3) фрагментарность кинематографического повествования неразрывно связана со зрительским опытом восприятия времени-движения; 4) в фильмах существуют кадры-доминанты, которые связываются зрителем в мнимый нарратив.
В процессе работы автором был разработан набор теоретических инструментов для анализа конкретных произведений, вроде фильмов Гаспара Ноэ, Терренса Малика и Дэвида Линча. В заключение автором утверждается, что мерцающее и стробоскопическое кино находятся в разных исследовательских плоскостях. Мерцающее кино позволяет говорить о кинематографическом движении и физическом восприятии экранных произведений, а стробоскопическое о субъективном восприятии времени и движения. Работа с мерцающим кинематографом характеризуется аналитической операцией, направленной во вне — изучением технических особенностей картины, структуры плёнки, расположении прожектора и т. д. Стробоскопическое кино требует аналитики, направленной исключительно на зрительское восприятие и опыт субъекта.