Качественная редукция безударных гласных в пении
Александра Михайловна Лабузнова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В статье
рассматриваются изменения безударных гласных в процессе пения. Подчёркивается
важность исследования реализации русских гласных в различных позициях в слове
по отношению к ударению в певческой речи. В рамках работы рассматривается
определение зависимости редукции от ритмических характеристик музыкального
компонента.
Тезисы
Редуцирование предударных и заударных гласных зависит от
окружения согласных и от положения слога с безударным гласным в слове. Вопрос
редукции русских гласных в певческой речи хотя и изучался, но при этом полная
картина изменения безударных гласных в певческой речи в зависимости от жанров
до конца не представлена. В связи с этим данная тема исследования является актуальной. Изучение особенностей произношения в процессе пения обуславливает более глубокое понимание закономерностей функционирования языковой системы в целом, поскольку вокальная речь является составной частью языковой культуры. Эти данные могут быть использованы в певческой речи. Данные исследования могут быть полезны фониатрам и оториноларингологам для расширения познаний в области фониатрии, а также вокальным педагогам и вокалистам для того, чтобы развить голосовой аппарат и на длительный период сохранить голос высокопрофессиональным.
Был произведён аудиторский анализ записей с целью выявления позиций в слове, где реализация гласных в певческой речи не совпадает с речевой реализацией. Кроме того, в докладе будет представлен подготовленный корпус звукового материала, содержащего образцы акапельного исполнения на русском языке. Наконец, разработан план анализа артикуляционных и акустических особенностей, а также в докладе будут описаны случаи качественной и количественной редукции или её отсутствия при реализации безударных гласных в пении. В ходе подготовительной работы был отобран материал для акустического и перцептивного анализа из корпусов вокальной речи кафедры фонетики СПбГУ.
Был произведён аудиторский анализ записей с целью выявления позиций в слове, где реализация гласных в певческой речи не совпадает с речевой реализацией. Кроме того, в докладе будет представлен подготовленный корпус звукового материала, содержащего образцы акапельного исполнения на русском языке. Наконец, разработан план анализа артикуляционных и акустических особенностей, а также в докладе будут описаны случаи качественной и количественной редукции или её отсутствия при реализации безударных гласных в пении. В ходе подготовительной работы был отобран материал для акустического и перцептивного анализа из корпусов вокальной речи кафедры фонетики СПбГУ.