Елена Прекрасная как образный компонент лингвокультурного концепта «красота» в сознании учащегося средней школы
Елизавета Алексеевна Устинова
Докладчик
студент 4 курса
Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина
Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу структурообразующих элементов образа Елены Прекрасной в восприятии учащихся средней школы. По результатам анкетирования сделан вывод о соотношении представлений школьников с мифологической традицией осмысления образа Елены Прекрасной, а также о характере связи архетипичного образа с концептом «красота» в рамках русской языковой картины мира.
Тезисы
Образ Елены Прекрасной
широко распространён в мировой литературе. Корнями образ уходит в
древнегреческое народное устно-поэтическое творчество. К. Г. Юнг рассматривает Елену как
вариант архетипа Коры — богини «девы», которую вечно похищают влюблённые
женихи. Мотив похищения или добывания невесты можем встретить и в русских
волшебных сказках («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о
сером волке»), однако этим сюжетообразующим элементом не ограничивается функция Елены
Прекрасной. Например, в сказке «Безногий и слепой богатырь» с Еленой Прекрасной
связан мотив попытки убийства главного героя, в сказке «Василий-Царевич и Елена
Прекрасная» героиня выполняет функцию помощника, а в сказке «Царевна-лягушка» мотив
похищения Елены Прекрасной совмещен с функцией невесты-помощника. Это разнообразие порождает вопрос о целостности национального образа Елены Прекрасной и его месте в языковой картине мира носителя русского языка.
С целью выявления этих данных было проведено анкетирование 129 учащихся средней общеобразовательной школы. В задании на соотнесение личных имен (Василиса, Елена, Емеля, Иван) с определениями (царевич, дурак, Прекрасная, Премудрая) 100 учащихся соотнесли имя Елена с определением Прекрасная. Среди основных черт были названы внешняя красота, молодость, интеллект, доброта, а также детали внешности (светлые волосы, голубые глаза, сарафан). Среди источников знакомства анкетируемых с образом Елены Прекрасной наряду с русскими сказками были перечислены мультфильмы «Вовка в тридевятом царстве», «Иван-царевич и серый волк», «Елена — принцесса Авалора». Описывая сюжет, подходящий для этого персонажа, мальчики 14-16 лет описывают Елену Прекрасную как награду для ищущего жену царевича, в то время как девочки этого возраста чаще описывают приключения, с разных сторон раскрывающие личность Елены Прекрасной. В сюжетах ребят 11-13 лет при сохранении ведущего мотива похищения, тема отношений полов отходит на второй план. Выявленная закономерность согласуется с изменениями представлений о мужественности и женственности подростков на разных ступенях пубертатного периода.
Выделяемые учащимися черты образа Елены Прекрасной на эксплицитном или имплицитном уровнях согласуются с признаками концепта «красота», выделяемыми Ю. В. Мещеряковой в «Антологии концептов» (синонимичные ряды, положительная оценочность, пассивность эстетического объекта и т. д.). Однако относительная воплощенность образа, его интерпретация в различных произведениях искусства позволяет проследить трансформацию понятия, скрывающегося за этим образом, и потенциальные изменения в структуре самого концепта.
С целью выявления этих данных было проведено анкетирование 129 учащихся средней общеобразовательной школы. В задании на соотнесение личных имен (Василиса, Елена, Емеля, Иван) с определениями (царевич, дурак, Прекрасная, Премудрая) 100 учащихся соотнесли имя Елена с определением Прекрасная. Среди основных черт были названы внешняя красота, молодость, интеллект, доброта, а также детали внешности (светлые волосы, голубые глаза, сарафан). Среди источников знакомства анкетируемых с образом Елены Прекрасной наряду с русскими сказками были перечислены мультфильмы «Вовка в тридевятом царстве», «Иван-царевич и серый волк», «Елена — принцесса Авалора». Описывая сюжет, подходящий для этого персонажа, мальчики 14-16 лет описывают Елену Прекрасную как награду для ищущего жену царевича, в то время как девочки этого возраста чаще описывают приключения, с разных сторон раскрывающие личность Елены Прекрасной. В сюжетах ребят 11-13 лет при сохранении ведущего мотива похищения, тема отношений полов отходит на второй план. Выявленная закономерность согласуется с изменениями представлений о мужественности и женственности подростков на разных ступенях пубертатного периода.
Выделяемые учащимися черты образа Елены Прекрасной на эксплицитном или имплицитном уровнях согласуются с признаками концепта «красота», выделяемыми Ю. В. Мещеряковой в «Антологии концептов» (синонимичные ряды, положительная оценочность, пассивность эстетического объекта и т. д.). Однако относительная воплощенность образа, его интерпретация в различных произведениях искусства позволяет проследить трансформацию понятия, скрывающегося за этим образом, и потенциальные изменения в структуре самого концепта.