«Житие Давида, Симеона и Георгия Митиленских»: филологический анализ
Дарья Вадимовна Суховольская
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
Объектом нашего исследования стало анонимное житие трех братьев, Давида, Симеона и Георгия Митиленских. В докладе представлен литературоведческий анализ жития с точки зрения композиции, языка и характеров главных героев.
Тезисы
В докладе будут представлены промежуточные итоги литературоведческого анализа жития святых Давида, Симеона и Георгия. В исследовании жития наше внимание было обращено именно на его художественную составляющую, поскольку до сих пор ей уделялось мало внимания. Литературоведческий анализ жития был проведен в аспектах композиции, языка и характеров главных героев.
Агиография была и остается одной из наименее изученных областей византийской литературы, несмотря на распространенность этого жанра. Житие Давида, Симеона и Георгия Митиленских, дошедшее до нас в единственной рукописи XIV в., является важным источником по истории второго иконоборчества (ок. 813 — 843 гг.). Кроме того, это уникальный памятник византийской литературы иконоборческого периода.
Житие имеет классическую структуру: повествованию о жизни и подвигах братьев предшествует довольно пространное вступление с характерными для византийской литературы клише. Так, автор называет себя недостойным того великого труда, который был на него возложен, и просит молитвенной поддержки у читателей; кроме того, он клянется, что в своем повествовании будет говорить только правду.
В основной части ведется последовательное повествование о трех святых братьях: сначала о старшем, Давиде, затем о двух младших, Симеоне и Георгии. Они характеризуются автором иногда прямо, иногда косвенно через описание их подвигов и через слова, которые они произносят. Особенное значение для характеристики героев являются их шутки и ирония.
Из трех святых братьев Давид как старший принимает на себя роль наставника и примера для младших братьев. Однако наиболее выразительной и значительной фигурой является все-таки Симеон: его характер изображен наиболее ярко, а рассказ о его жизни и деяниях занимает больше всего места в общем повествовании. Помимо того, есть несколько прямых указаний на то, что Симеон является наставником для своего брата Георгия, который жил с ним в одно время.
Стиль, которым пишет автор, в целом, высокий, что соответствует пафосу жития, однако в некоторых местах, в первую очередь, в репликах персонажей и при описании наиболее напряженных моментов повествования, автор снижает стиль и вводит элементы разговорного наречия. Кроме того, автор, очевидно, черпает материал из хроник — исторические справки в житии написаны совершенно иным стилем. Агиографа не смущает стилевая неоднородность его сочинения; стоит заметить, что вряд ли смешение стилей является недостатком произведения — наоборот, она придает повествованию живость.
Агиография была и остается одной из наименее изученных областей византийской литературы, несмотря на распространенность этого жанра. Житие Давида, Симеона и Георгия Митиленских, дошедшее до нас в единственной рукописи XIV в., является важным источником по истории второго иконоборчества (ок. 813 — 843 гг.). Кроме того, это уникальный памятник византийской литературы иконоборческого периода.
Житие имеет классическую структуру: повествованию о жизни и подвигах братьев предшествует довольно пространное вступление с характерными для византийской литературы клише. Так, автор называет себя недостойным того великого труда, который был на него возложен, и просит молитвенной поддержки у читателей; кроме того, он клянется, что в своем повествовании будет говорить только правду.
В основной части ведется последовательное повествование о трех святых братьях: сначала о старшем, Давиде, затем о двух младших, Симеоне и Георгии. Они характеризуются автором иногда прямо, иногда косвенно через описание их подвигов и через слова, которые они произносят. Особенное значение для характеристики героев являются их шутки и ирония.
Из трех святых братьев Давид как старший принимает на себя роль наставника и примера для младших братьев. Однако наиболее выразительной и значительной фигурой является все-таки Симеон: его характер изображен наиболее ярко, а рассказ о его жизни и деяниях занимает больше всего места в общем повествовании. Помимо того, есть несколько прямых указаний на то, что Симеон является наставником для своего брата Георгия, который жил с ним в одно время.
Стиль, которым пишет автор, в целом, высокий, что соответствует пафосу жития, однако в некоторых местах, в первую очередь, в репликах персонажей и при описании наиболее напряженных моментов повествования, автор снижает стиль и вводит элементы разговорного наречия. Кроме того, автор, очевидно, черпает материал из хроник — исторические справки в житии написаны совершенно иным стилем. Агиографа не смущает стилевая неоднородность его сочинения; стоит заметить, что вряд ли смешение стилей является недостатком произведения — наоборот, она придает повествованию живость.