XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Диалог цвета со словом в мотиве дружбы в кинотексте (на примере фильма Кантемира Балагова «Дылда»)

Валерия Сергеевна Волкова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В данном докладе исследуются вербальные и невербальные средства выражения кинотекста (на материале фильма Кантемира Балагова «Дылда»). К вербальным средствам мы относим лексику, которую используют персонажи фильма, а к невербальным — цвета. Рассматривается взаимодействие лингвистических и экстралингвистических средств выражения в рамках мотива дружбы. В результате данного исследования была обнаружена прямая зависимость основных цветов фильма (красный и зеленый) с речью персонажей, образ которых «прикреплен» к определенному цвету.

Тезисы

В нашем исследовании предпринята попытка сопоставления вербальных и невербальных средств выражения в мотивной структуре кинотекста на примере фильма К. Балагова «Дылда» (2019). К вербальным средствам относится лексика, использованная в фильме, а к невербальным — цвета. В качестве теоретической предпосылки работы была использована статья Б. М. Гаспарова «Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”», в которой указывается, что в роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно» — событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, краска, звук и т. д. (Гаспаров, 1993: с. 28-83).
Каждый из мотивов на лексическом уровне состоит из речевых и неречевых элементов, которые равны между собой по своему значению в кинотексте. Неречевые элементы, которые переходят в условно-речевые автоматизмы, — неотъемлемая часть кинотекста, в частности, материала данной работы.Цель данного доклада состоит в изучении вербальных и невербальных способов выражения мотива дружбы в фильме «Дылда».
В ходе исследования мы выявили несколько мотивных структур в кинотексте, проанализировали различные средства выражения и их взаимодействие в рамках мотива дружбы, определили частотность употребления режиссером красного и зеленого цветов в обозначенном мотиве и рассмотрели, как они взаимодействуют с лингвистическими средствами выражения. В результате, мы пришли к выводу, что образы героев напрямую зависят от цвета, к которому они «прикреплены».