Образы домашних животных в рассказах Е. И. Чарушина и их методическая интерпретация
Виктория Валерьевна Назаревская
Докладчик
аспирант
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются образы персонажей — домашних
животных в рассказах Е. И. Чарушина с точки зрения обучения иностранных студентов
восприятию этих образов. Производится отбор лексических единиц, вербализующих
характерные черты кролика, свиньи, утки, козы, кошки, собаки и других
персонажей-животных, встречающихся в исследуемых текстах. Представленный обзор предполагает
создание таблиц с иллюстрациями и разработку комплекса упражнений, которые
могут быть использованы на занятиях по русскому языку как иностранному.
Тезисы
Исследователи русской языковой картины мира часто обращаются
к образам домашних животных, так как домашние животные являются неотъемлемой и
важной частью жизни русского человека. В докладе мы обратимся к
образам домашних животных в детских рассказах Е. И. Чарушина и возможности их
методической интерпретации в иностранной аудитории.
Особенность этих рассказов заключается в том, что в своих текстах автор обращается к совершенно конкретным животным (собака Шарик, кошка Маруська, свинья Хавронья, корова Пеструха и т. д.). Предполагается обзорный подход к образам встретившихся персонажей-животных (кролик, свинья, утка, коза и др.). Несмотря на то что особенно востребованными в исследованиях являются образы кошки и собаки, видение Е. И. Чарушина заставляет вернуться и к этим образам.
Цель исследования — разработать систему обучения иностранных студентов восприятию образов этих животных в предложенных рассказах. Были поставлены следующие задачи: выделить фрагменты текстов, посвященные домашним животным; проанализировать вербальное оформление образов этих животных; составить на этой основе модели упражнений для занятий по русскому языку как иностранному.
Первый шаг предполагает отбор лексических единиц, вербализующих образы домашних животных. Это имена прилагательные (напр., белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные; шуба густая, теплая; морда курносая, морщинистая), глаголы (напр., Томка визжит, лает; Пеструха траву жует-пережевывает; кот мурлычет и глаза щурит), которыми описываются типичные признаки внешности и характера домашних животных, а также их характерное поведение. Следующим шагом является фиксация отобранных единиц в форме таблиц с использованием иллюстраций. Обзор может иметь своим результатом способы и приемы организации работы на занятиях по русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному.
Особенность этих рассказов заключается в том, что в своих текстах автор обращается к совершенно конкретным животным (собака Шарик, кошка Маруська, свинья Хавронья, корова Пеструха и т. д.). Предполагается обзорный подход к образам встретившихся персонажей-животных (кролик, свинья, утка, коза и др.). Несмотря на то что особенно востребованными в исследованиях являются образы кошки и собаки, видение Е. И. Чарушина заставляет вернуться и к этим образам.
Цель исследования — разработать систему обучения иностранных студентов восприятию образов этих животных в предложенных рассказах. Были поставлены следующие задачи: выделить фрагменты текстов, посвященные домашним животным; проанализировать вербальное оформление образов этих животных; составить на этой основе модели упражнений для занятий по русскому языку как иностранному.
Первый шаг предполагает отбор лексических единиц, вербализующих образы домашних животных. Это имена прилагательные (напр., белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные; шуба густая, теплая; морда курносая, морщинистая), глаголы (напр., Томка визжит, лает; Пеструха траву жует-пережевывает; кот мурлычет и глаза щурит), которыми описываются типичные признаки внешности и характера домашних животных, а также их характерное поведение. Следующим шагом является фиксация отобранных единиц в форме таблиц с использованием иллюстраций. Обзор может иметь своим результатом способы и приемы организации работы на занятиях по русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному.