XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Положительнооценочная лексика как фактор формирования имиджа региона

Мария Александровна Шпакова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается, как положительнооценочная лексика формирует благоприятный имидж региона на страницах регионального издания. Многообразие положительнооценочных слов классифицировано по видам и выполняемым функциям, а именно: описательной, характеризующей (в отношении лица или группы лиц), а также функции популяризации (организации, местной компании и производимой ею продукции). 

Тезисы

Представление о благополучии или неблагополучии региона складывается из широко распространяющихся в СМИ сведений о его особенностях: климате, экономике, хозяйственных связях с другими регионами, уровне жизни населения, первых лицах и др. Журналист региональной газеты намеренно создаёт в текстах положительные образы, которые в совокупности формируют позитивное отношение аудитории к условиям жизни, к окружающим людям, к власти, к утвердившимся в обществе моделям поведения.
Речевой облик регионального издания обусловлен фактором адресата: для усиления воздействующего эффекта в журналистских материалах используются средства, функционирующие в речи самих жителей. Так, в «Брянских фактах» — общественно-политическом еженедельнике, лидирующем в области по тиражу, 
 эмоциональные оценки передаются с помощью разговорных слов и просторечий. На фоне нейтральных лексем выделяется также устаревшая и специальная лексика. В новостных заметках используются штампы официально-делового стиля, создающие эффект объективности.
Положительнооценочные слова открыто убеждают читателя в превосходном качестве предмета речи. К таким словам относятся: отдельные положительно маркированные лексемы; фразеологизмы, выражающие похвалу; речевые клише (стереотипы); суперлативы, указывающие на преимущество положительного признака; эпитеты и метафоры.
В региональной прессе положительнооценочные слова выполняют следующие функции: характеристика персоны, группы лиц (первый во всем помощник и на все руки мастер); описание массовых мероприятий (Приятно было наблюдать и за импровизированными танцами на природе 
 ноги сами шли в пляс); создание портрета местного жителя, довольного жизнью (Вот уже почти год, как у нас появился мост, душа не нарадуется); одобрение деятельности организаций, коммерческих компаний (Строительство объекта было осуществлено в рекордно короткие сроки) и популяризация производимой продукции (Оно [молоко] вкусное, питательное и всегда свежее).