Развёрнутая метафора как текстообразующий приём в русскоязычном научно-популярном издании
Вячеслав Олегович Шайкенов
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается использование в научно-популярном тексте метафоры как текстообразующего приёма. Обосновывается роль категории
образности в обеспечении популяризации. Цель исследования — описание механизмов включения развёрнутой метафоры
в научно-популярный текст и выявление
критериев эффективности обращения к ней.
Тезисы
Одной из особенностей современного
публицистического стиля является демократизация — размывание традиционной нормы и либерализация языка.
Наряду с интеллектуализацией (усложнением сообщения, которое требует
дополнительных интеллектуальных усилий для восприятия), демократизация влияет
как на содержательные (редукция информационного потока), так и на
формально-языковые (напр., использование просторечия) черты медиа. СМИ ориентируются
на особенности разговорной речи, которые в свою очередь влияют на создание
медиатекста.
Главная черта, которую заимствует публицистический стиль, — это экспрессивность, которая может реализовываться в категории образности. Роль образности заключается в установлении контакта с читателем и эффективной трансляции научного знания. В то же время образность — это элемент повышения диалогичности, поскольку он запускает цепочку ассоциативных связей, и читатель вовлекается в процесс сотворчества. Таким образом, появление дополнительных ассоциативных связей становится следствием использования выразительных средств.
Построение эффективного научно-популярного текста обусловливает выбор приёмов, которые преимущественно связаны с когнитивными возможностями носителя языка и его мышлением. Одним из таких приёмов является метафора. Метафора лежит в основе языкового мышления, поэтому она востребована в разговорной речевой практике, следовательно, использование развёрнутой метафоры в качестве текстообразующего приёма в научно-популярном издании представляется эффективным.
Для подтверждения гипотезы были рассмотрены тексты научно-популярного журнала «Машины и механизмы» за 2018 и 2019 гг. Задачей исследования было выявление художественных образов, лежащих в основе научно-популярного текста. Кроме того, в процессе анализа определялись выразительные средства, создающие образ. В результате было выявлено преобладание развёрнутой метафоры над другими текстообразующими приёмами.
В 24 выпусках журнала было обнаружено 29 текстов с использованием развёрнутой метафоры в качестве текстообразующего приёма. Развёрнутая метафора представляется эффективным приёмом, если создаваемый образ тесно связан с предметом речи смысловыми и ассоциативными связями. Отсутствие смысловых связей, равно и их языкового подтверждения, ведёт к экспрессивной бедности метафоры, препятствует реализации её текстообразующего потенциала и становится причиной неэффективной организации текста.
Главная черта, которую заимствует публицистический стиль, — это экспрессивность, которая может реализовываться в категории образности. Роль образности заключается в установлении контакта с читателем и эффективной трансляции научного знания. В то же время образность — это элемент повышения диалогичности, поскольку он запускает цепочку ассоциативных связей, и читатель вовлекается в процесс сотворчества. Таким образом, появление дополнительных ассоциативных связей становится следствием использования выразительных средств.
Построение эффективного научно-популярного текста обусловливает выбор приёмов, которые преимущественно связаны с когнитивными возможностями носителя языка и его мышлением. Одним из таких приёмов является метафора. Метафора лежит в основе языкового мышления, поэтому она востребована в разговорной речевой практике, следовательно, использование развёрнутой метафоры в качестве текстообразующего приёма в научно-популярном издании представляется эффективным.
Для подтверждения гипотезы были рассмотрены тексты научно-популярного журнала «Машины и механизмы» за 2018 и 2019 гг. Задачей исследования было выявление художественных образов, лежащих в основе научно-популярного текста. Кроме того, в процессе анализа определялись выразительные средства, создающие образ. В результате было выявлено преобладание развёрнутой метафоры над другими текстообразующими приёмами.
В 24 выпусках журнала было обнаружено 29 текстов с использованием развёрнутой метафоры в качестве текстообразующего приёма. Развёрнутая метафора представляется эффективным приёмом, если создаваемый образ тесно связан с предметом речи смысловыми и ассоциативными связями. Отсутствие смысловых связей, равно и их языкового подтверждения, ведёт к экспрессивной бедности метафоры, препятствует реализации её текстообразующего потенциала и становится причиной неэффективной организации текста.