Художественная литература и поэзия как источник по музыкальному инструментоведению
Владимир Васильевич Кошелев
Докладчик
старший научный сотрудник
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Ключевые слова, аннотация
музыкальный
инструмент; струна; колокольчик; фортепиано; писатель; поэт; Бунин; Набоков;
Тургенев; Цветаева
Тезисы
Читая собрания сочинений отечественных
и зарубежных писателей и поэтов, я составил свод упоминаний о музыкальных
инструментах.
Собранный материал свидетельствует
о том, что, развертывая инструментоведческие сюжеты, авторы отдают предпочтение
струнным инструментам – арфе, гитаре, лире, скрипке, фортепиано. Особым
расположением пользуются колокол и колокольчик. Духовые и ударные инструменты
находятся на периферии предпочтений.
Материал по струнным инструментам обращает на себя внимание тем, что самым излюбленным из них является не инструмент, а его часть – «струна»: «Единодержица струн», «Семиструнная расческа моя!» (Цветаева); «Свисток во всю длину ущелья / Растягивается в струну» (Пастернак) … Если дать хотя бы голый перечень подобных ипостасей струны, уже можно поразиться глубине, богатству и новизне содержания созданных образов.
Сведения о фортепиано, содержащиеся в произведениях Тургенева, контрастируют с популярным мнением о том, что игрой на нем владели практически все представители мелкого дворянства и высшей знати. В этом можно убедиться, рассматривая образ «кислые фортопьяны».
Сравнивая звоны поддужных колокольчиков у Бунина («Откинешься в задок саней, прикроешь глаза – и только покачиваешься и слышишь, как заливается колокольчик над тройкой …») со звуками автомобильных рожков у Набокова («Лучше всего не двигаться, стараться не думать ни о чем, слушать дальние рожки автомобилей, глядеть на линяющую синеву неба…»), можно предположить, что Набоков еще и так выражал ностальгию.
Итожа сказанное, замечу, что подобные сюжеты, рассматриваемые в соответствующих контекстах, чреваты обширнейшей и уникальной по содержанию инструментоведческой информацией. Она позволяет рассматривать феномен музыкального инструмента с образной, практически не изученной, стороны.
Материал по струнным инструментам обращает на себя внимание тем, что самым излюбленным из них является не инструмент, а его часть – «струна»: «Единодержица струн», «Семиструнная расческа моя!» (Цветаева); «Свисток во всю длину ущелья / Растягивается в струну» (Пастернак) … Если дать хотя бы голый перечень подобных ипостасей струны, уже можно поразиться глубине, богатству и новизне содержания созданных образов.
Сведения о фортепиано, содержащиеся в произведениях Тургенева, контрастируют с популярным мнением о том, что игрой на нем владели практически все представители мелкого дворянства и высшей знати. В этом можно убедиться, рассматривая образ «кислые фортопьяны».
Сравнивая звоны поддужных колокольчиков у Бунина («Откинешься в задок саней, прикроешь глаза – и только покачиваешься и слышишь, как заливается колокольчик над тройкой …») со звуками автомобильных рожков у Набокова («Лучше всего не двигаться, стараться не думать ни о чем, слушать дальние рожки автомобилей, глядеть на линяющую синеву неба…»), можно предположить, что Набоков еще и так выражал ностальгию.
Итожа сказанное, замечу, что подобные сюжеты, рассматриваемые в соответствующих контекстах, чреваты обширнейшей и уникальной по содержанию инструментоведческой информацией. Она позволяет рассматривать феномен музыкального инструмента с образной, практически не изученной, стороны.