49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Государственная языковая идеология как императив современной эпохи

Марина Михайловна Раевская
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

Государственная языковая идеология, язык и социум, языковая политика, язык и власть, языковой режим, полиэтнический социум, межкультурная коммуникация

Тезисы

В настоящее время в условиях активных миграционных и интеграционных процессов в рамках государств (как европейских, так и России) тема языковой идеологии приобретает однозначную важность по причине непосредственного отношения к сфере языковой политики, которая является одним из значимых регуляторов взаимоотношения власти и общества. Под языковой идеологией понимается наблюдаемое в социальной жизни отношение говорящих к родному или иностранному языку, определяющее повседневную коммуникацию и социальную практику, которая отвечает интересам определенных социальных групп и  участвует в организации отношений не только между обществом и властью в рамках одного государства, но и в более широком (межгосударственном) формате. С учетом того, что в новых исторических условиях межкультурная и межъязыковая коммуникация является ежедневной практикой плюрилингвизма и плюрикультурализма, конструируемых в рамках полиэтнических  социумов, и понимается как межкультурное взаимодействие между иммигрантским и местным населением, в современном социокультурном контексте однозначно востребовано введение в парадигму государственной языковой и образовательной политики понятия государственной языковой идеологии (в том числе и в России) как фактора стабильности многонациональных формаций, рычага управления языковым режимом в рамках глобальных социумов. Речь идет о целенаправленном (со стороны государства) формировании соответствующей языковой идеологии и межкультурной коммуникативной компетентности не только у иностранцев, но и у представителей принимающей стороны — местных жителей, для которых также необходимо разработать адаптационные механизмы, помогающие адекватно (позитивно) воспринимать культурные/языковые различия и противостоять межкультурным конфликтам.