Соотношение «американской мечты» и экзистенциального плана личности в романах Х. Селби
Ксения Александровна Вихрова
Докладчик
преподаватель
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица
Ключевые слова, аннотация
Х. Селби, «американская мечта», экзистенциальный план личности, «Последний поворот на Бруклин», «Реквием по мечте».
Тезисы
Доклад посвящен выявлению особенностей соотношения концепции «американской мечты» и экзистенциального плана личности в романах «Последний поворот на Бруклин» («Last Exit to Brooklyn», 1964) и «Реквием по мечте» («Requiem for a Dream», 1978) американского писателя Хьюберта Селби (H. Selby, 1928–2004).
Активное использование постмодернистской техники письма, особенности эстетической перспективы — характерная сфокусированность на натуралистических описаниях — и попытка дать голос «немым» маргиналам приводят исследователей к рассмотрению Селби в качестве литературного революционера. Однако новаторство в области формы соединяется в его романах с модернистской идеей «нравственной литературы», близкой его современнику Дж. Гарднеру.
Амбивалентность «американской мечты», рассматриваемой в произведениях Селби, заключается в попытке концептуального сочетания идеалистического стремления к счастью, отмеченного еще в Декларации Независимости наряду с другими неотчуждаемыми правами, и ориентации на материальные ценности и приумножение и неприкосновенность частной собственности (интерпретация в локковском духе).
Стремление к счастью становится основой экзистенциальной траектории практически всех персонажей Селби, несмотря на видимые и намеренные различия в выборе объектов изображения. При этом Селби атакует идею «американской мечты», редуцируя ее до материалистических проявлений. Попытка выстроить жизненный план в соответствии с расщепленной «американской мечтой» приводит к фрустрации: персонажи принимают полноту жизни за наполненность и пытаются осуществить личностную трансформацию «внешними» (наркотическими веществами, бесконтрольным потреблением), а не «внутренними» (верой и моральными ценностями) средствами, что приводит к еще большей отчужденности и гибели.