Образ пророка Моисея, Иисуса Навина, Гедеона в древнерусских летописях
Мария Сергеевна Петровская
Докладчик
аспирант
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Ключевые слова, аннотация
Моисей, Иисус Навин, Гедеон, летописи, поэтика.
Тезисы
Исследование уподобления героев русского
летописания библейским персонажам позволяет не только выявить замысел летописца,
его оценку происходящих событий, но и проследить за принципами использования
библейской образности в древнерусском летописании, важнейший из которых состоит
в избирательности мотивов уподобления. В частности образ пророка Моисея (законодателя,
спасителя народа, пророка и чудотворца, согласно Ветхому Завету), оказывается востребован
летописцами в «Повести временных лет», прежде всего, как пример человека,
сподобившегося увидеть «славу господню» в виде огненного столпа (Исх. 13:21–22).
Единственное упоминание о принятии Моисеем закона на горе Синай содержится в «Повести
временных лет» под 1074 г. и связано с доказательством необходимости соблюдения
поста. В период татаро-монгольского ига наблюдается новый всплеск интереса
летописей к образу пророка Моисея, а также к образам Иисуса Навина и Гедеона, воплощающим
теперь в себе идеал военных вождей, успешных полководцев, находящихся под
божественным покровительством, благодаря смирению перед божественной волей.
Именно эти черты позволяют летописцам последовательно уподоблять им Александра
Невского и Дмитрия Донского, тем самым подчеркивать важность борьбы с
чужеземными захватчиками и защиты христианской веры и одновременно формировать
устойчивый мотив избранничества и чудотворения, что в свою очередь вело к
переосмыслению природы княжеской власти, созданию вокруг нее особого ореола.